2020-10-2 15:37 |
Для кого-то кризис – это время трудностей, лишений и пребывания в состоянии высочайшего напряжения моральных и физических сил, а для кого-то это время возможностей. Говоря другим языком, это отличное время подзаработать, если вы знаете нужных людей. Нам до сих пор неизвестно, сколько же точно собирается потратить правительство на систему тестирования людей на наличие коронавируса, но некоторые другие цифры были преданы огласке. Общий долг страны перевалил за 2 триллиона фунтов, так что расплачиваться за борьбу с вирусом придется еще не одному поколению британцев.
Несомненно, львиная доля потраченного государством идет на то, чтобы поддержать экономику на плаву и не обрушить государственные институты в омут тотального беспросветного хаоса с бартерным обменом на черном рынке, повсеместной безработицей и общественными беспорядками. Как минимум 47 миллиардов из уже потраченного пошли на то, чтобы более 9 миллионов британцев остались без работы и, соответственно, заработка. Тем не менее даже такие благие программы, как компенсация зарплат отправленным в оплачиваемый отпуск, были недобросовестно использованы как минимум третью всех, кто получил деньги по этой схеме.
Берутся эти суммы, к сожалению, не из каких-то резервов и чуланов королевы, а в долг. За этот год правительство планирует занять от 260 до 390 миллиардов фунтов. Для сравнения: в прошлом году правительство взяло в долг лишь 55 миллиардов. Офис национальной статистики (NAO) в начале сентября опубликовал свои предположения о том, что как минимум будет потрачено 210 миллиардов фунтов на борьбу с коронавирусом. Причем буквально тремя месяцами ранее в NAO предполагали, что правительство потратит в два раза меньше.
Борьба с вирусом подразумевает масштабные меры и цифры по дополнительной финансовой поддержке NHS, гранты для бизнесов, выплату субсидий и прочее. Из всего обещанного министрами было уже точно потрачено 70 миллиардов, так что есть еще приличные суммы, которые ждут своих адресатов.
Вскоре нас ждет публикация контрактов на миллиарды фунтов о предоставлении прав на поставку средств защиты в NHS, разработку государственной системы отслеживания заразившихся, а также системы тестирования на наличие вируса. Интересно будет отследить, как будут – и будут ли вообще – связаны эти озолотившиеся счастливчики с составом кабинета министров Бориса Джонсона.
Пока что нам известны традиционные адресаты больших госконтрактов: Serco и Capita. Первая фирма охраняет, а вторая считает. Обе спонсировали благотворительные мероприятия консерваторов в 2019 году. Но если персонал, предоставляемый Serco на станциях тестирования, или помощь бухгалтеров Capita можно визуализировать и понять как конкретную помощь, то дело обстоит сложнее с такими иллюзорными вещами, как стратегическое или кризисное консультирование, процесс и итог которых не столь ясен, а суммы, выделяемые на эти мероприятия, остаются внушительными.
Например, за 6,7 миллиона компания Deloitte помогала правительству искать вентиляторы, а за 2,2 миллиона искать маски и перчатки для госпиталей. То есть выделяемые деньги шли не на закупки самого оборудования и средств защиты, а просто за время, потраченное на поиски и заключение контрактов. А за еще 3 миллиона та же компания консультировала офис премьера по вопросам борьбы с пандемией. От Deloitte не отстает их главный конкурент – PWC. Эта фирма всего за 3 миллиона также консультировала кабинет министров, за 2,5 миллиона консультировала казначейство, а за полтора миллиона помогала министерству культуры разрабатывать программу поддержки благотворительных фондов. Один из самых крупных кусков пирога в 5 миллиардов достался BCG, которая консультировала NHS в разработке мобильного приложения. Также BCG получила еще полмиллиона за консультирование департамента окружающей среды по вопросам борьбы с вирусом и еще 350 тысяч – совсем уж копейки – за консультирование министерства жилищного хозяйства по тем же вопросам.
Кто-то отлично заработал и даже укрепил свои позиции на рынке. К сожалению, для подавляющего большинства этот кризис будет аукаться еще долго. Выплачивать все эти долги в конечном итоге будет обыватель-налогоплательщик. По пессимистичному сценарию, мы выберемся на предвирусный уровень к концу 2024 года, по оптимистичному сценарию, это произойдет уже в начале 2021-го. Реалистичная серединка говорит нам о возвращении к нормальности только в конце 2022 года.
Том Мартинс
Источники:
Ifs.org.uk
Nao.org.uk
Obr.uk