2020-9-10 22:18 |
«Все это было или нет, неважен в общем-то ответ…»
Игорь Николаев, 2000
Политикам свойственно представлять правду и факты в удобном им свете, а зачастую и просто выдумывать реальность на голом месте, но случаи откровенного пренебрежения или даже открытого нарушения законодательных норм являются большой редкостью. Правительства разных стран способны проявить удивительную гибкость ума и обычно избегают признаний, способных бросить на них тень. Это происходит даже в случаях, когда реальность за речами политиков очевидна даже неискушенной публике. Однако с премьерством Бориса Джонсона кабинету министров Великобритании можно все, даже нарушение международного права, если чуть-чуть.
На этой неделе правительство проводит через парламент новый закон о торговле между четырьмя странами королевства, но в первую очередь речь идет о перевозке товаров между Северной Ирландией и остальной Британией. Министры в Лондоне хотят в единоличном порядке решать, какие категории товаров будут подлежать декларации для дальнейшей отправки из Северной Ирландии в ЕС. Также британские министры хотят иметь всю полноту власти для отмены экспортных пошлин для ввоза товаров из Северной Ирландии в Британию, которые до этого были ввезены в Северную Ирландию из ЕС. То есть таможенная граница в море между островами Ирландия и Британия, о которой Джонсон и Евросоюз договорились, будет полностью регулироваться Лондоном. Что в свою очередь может означать отсутствие таковой при желании Вестминстера.
Что характерно, на этой же неделе возобновились переговоры о договоре между ЕС и Британией, который должен определить экономическое и политическое взаимодействие между ними с 1 января 2021 года. Очередной финальный рывок должен занять всего несколько недель. Борис Джонсон даже написал в своем твиттере, что если к 15 октября соглашения не будут достигнуты, то Великобритания закончит транзитный период выходом из ЕС без какого-либо соглашения. Остается загадкой, зачем вместе с началом переговоров премьер проводит закон, нарушающий предыдущие договоренности с ЕС.
Предложенный закон противоречит уже заключенному транзитному договору и тем его пунктам, над которыми так долго бились Лондон, Брюссель и Дублин, чтобы оставить границу между Северной и остальной Ирландией открытой. Тогда Борис пошел на уступку и фактически оставил Северную Ирландию под таможенным влиянием ЕС. Но новый закон вступит в конфликт с существующими договоренностями. Более того, министр Северной Ирландии Брандон Льюис так и заявил, что новый билль «нарушает международное право, но в очень конкретных и ограниченных случаях». Официальное заявление Даунинг-стрит несколько смягчило слова министра с формулировкой о «небольших уточнениях в некоторых областях», которые позволят сделать новый закон. Но слова о «нарушении международного права» уже были сказаны, причем на сессии парламента, то есть продекларированы во всеуслышание.
Такое фривольное не то что интерпретирование, а отношение к уже заключенному транзитному договору и содержащемуся в нем североирландскому протоколу, по мнению президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ставит под сомнение будущее партнерства. Об угрозе доверия в отношениях заговорила даже бывший премьер Тереза Мэй.
Суперменские способности Джонсона и его министров будоражат умы не только по ту сторону Ла-Манша. Постоянный секретарь государственного департамента юстиции сэр Джонатан Джонс покинул свой пост, так как он хоть и юрист, но, видимо, с некоторой долей профессиональной чести и достоинства. Причем главный юрист правительства лишь один из череды уволившихся руководителей исполнительной власти. В начале этого месяца сменился глава всего чиновничьего аппарата. Увольняется генеральный директор прокуратуры. В феврале ушел секретарь министерства внутренних дел, который также не сработался с командой Джонсона.
«Брексит» возвращается на повестку дня. В середине октября должен пройти саммит ЕС, к которому стороны уже должны будут договориться о дальнейших отношениях. Этот договор и должен быть представлен на обозрение всем членам союза. Затем должны последовать логистические вопросы и их решения до Нового года. В ночь с 31 декабря на 1 января транзитное соглашение теряет свою силу, и в 2021 год Британия должна войти как полноценно независимая от ЕС страна с разграниченной дорожной картой экономических и политических взаимоотношений. Или нет.
Том Мартинс
Источники:
Gov.uk
Ec.europa.eu