2020-8-1 17:11 |
Пандемия сказалась на многих областях нашей жизни. Что происходит с экономикой и образованием сейчас и что ожидает нас в будущем, мы решили спросить у Сергея Попова, получившего PhD in Economics в университете Иллинойса, а сейчас преподающего экономику в Cardiff University.
– Великобритания постаралась как можно больше смягчить последствия локдауна и предоставила финансовую поддержку многим слоям населения и бизнесу. Как это скажется на экономике страны и какие последствия повлечет за собой?
– Если люди не работают, то продукт не производится. К счастью для Великобритании, многое в стране ориентировано на сферу услуг, что позволило быстро перестроиться на удаленную работу и продолжать производить продукт без физического присутствия в офисе. Тем не менее даже с удаленной работой падение ВВП составило уже 20% (https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/articles/coronavirusandtheimpactonoutputintheukeconomy/april2020). Плохая новость для многих состоит в том, что если работа станет постоянно удаленной, то компаниям покажется выгоднее нанимать временных сотрудников на удаленные проекты не только в Великобритании, но и в других странах тоже,, и это будет гораздо дешевле постоянного сотрудника в офисе.
– Грозит ли Великобритании инфляция и безработица?
– Я не думаю, что в Великобритании произойдет большой инфляционный шок, так как Банк Англии держит базовую процентную ставку очень низко. На данный момент инфляция составляет всего 1.5% вместо планируемых 2%.
Безработица – более сложный феномен. Я допускаю большую безработицу в отраслях типа туризма параллельно с нехваткой рабочей силы в таких отраслях, как сбор урожая. Это называется структурной безработицей; если отрасль зависит от личного присутствия работника (например, парикмахеры), она будет страдать от невозможности личного присутствия работника гораздо больше, чем если отрасль не зависит от присутствия работников (например, сотрудник колл-центра, которые могут работать удаленно).
– Были ли еще похожие примеры поддержки государства населению?
– Поддержки населению в Великобритании не было, правительство решило поддержать предприятия по схеме furlough. Это позволило компаниям не увольнять сотрудников, а выплачивать 80% от зарплаты. В США, например, действовала другая схема, где населению был выдан грант в размере $1200 на гражданина. И да, практически любая прямая трансакция населению, например, Child Benefit, несомненно, принесла больше пользы, чем дотации предприятиям, так как далеко не все предприятия воспользовались ею честно. Было немало случаев, когда предприятия объявляли, что их сотрудники не работают (furloughed), и в то же время продолжали использовать рабочую силу (https://www.personneltoday.com/hr/first-furlough-fraud-arrests-are-made/).
– Какие изменения произошли в мировой экономике за время пандемии?
– Фундаментально глобальных изменений не произошло, только нефть подешевела, но на ценах на бензин или на других товарах в Великобритании это сказалось несильно.
– Как изменилась учеба в университетах за время локдауна?
– Большинство университетов перешло на удаленную работу, и многие университеты к середине марта уже закончили с преподаванием. Экзамены стали проводиться онлайн. Скорее всего, осенью многие университеты продолжат работать удаленно. Например, Кембридж уже объявил, что весь 2020-2021 учебный год обучение будет происходить онлайн. По большому счету, все будет зависеть от решений правительства и разрешения вернуться на учебу в университеты как обычно.
– Будут ли и в дальнейшем университеты ориентироваться на обучение онлайн?
– Сложно сказать однозначно. Университеты Великобритании не конкурируют с онлайн-обучением, есть много онлайн-курсов, где преподают необходимый материал. Университеты Великобритании продают помимо обучения experience. Многие университеты попробуют удаленное преподавание, но вряд ли это изменит их клиентуру.
– Станет ли физическое присутствие студентов необязательным? Могут ли университеты эффективно обучать исключительно в системе онлайн?
– Я считаю, что нет. Удаленно можно преподавать фактологию и теорию – например, в каком году родился Лев Толстой. Университетское образование не только об этом, оно о подходе к решению проблем. Проблемы, которые можно решить путем составления методички, легко автоматизировать. Университет нужен, чтобы учить решать проблемы, которые нельзя вызубрить по учебнику. Учиться играть на пианино можно удаленно. Учиться готовить можно удаленно. Однако даже в этих фундаментально алгоритмических задачах гораздо эффективнее учиться вместе с другими. Огромный плюс эффективности университетов – в объединении тех, кто заинтересован в том же, что и вы, в том, чтобы стать лучше в тех же вещах, в которых вы хотите стать лучше.
– Ваш прогноз – какие изменения произойдут в следующем году? Грозит ли нам мировой кризис?
– Мировой кризис происходит прямо сейчас, падение ВВП на десятки процентов – самый яркий симптом. А это ведет к тому, что доходы падают, люди меньше потребляют, меньше путешествуют и развлекаются. Если кто-то собирается покупать недвижимость, то она может скоро подешеветь. В Великобритании фунт будет дешеветь, и если у вас планируются расходы в евро – стоит купить евро сейчас, но это будут последствия «брексита», а не коронавируса.
Стране придется затянуть пояс, упадут госрасходы на инфраструктуру, парки и школы, цены на продукты вырастут (что было свое – некому собирать, что было импортное – подорожает больше, чем обменный курс). NHS скорее всего продадут, и это приведет к тому, что компенсированные лекарства подорожают, и многие услуги не будут покрываться. Из-за замедления мировой экономики на мировом рынке нефть и газ подешевеют, но это вряд ли приведет к удешевлению электричества и отопления внутри страны.
Татьяна Мезенцева
источник »
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |