2019-5-23 16:44 |
Система NHS заботится как о сексуальном здоровье британцев, так и о планировании семьи. Если венерические заболевания в Британии начали лечить еще в глубоком Средневековье, то репродуктивными вопросами в стране занялись намного позже: аж в 1974 году. «Англия» составила для читателей краткий обзор служб, которые этим занимаются
Многовековые традиции
Если вы читали статьи «Англии» о бурной сексуальной жизни средневековой Англии, то вы уже знаете, что сексуальное здоровье нации было делом государственной важности с давних времен.
Одни считают, что с 1161 года, когда король подписал юридические документы, регулирующие работу борделей в Саутварке, другие — что с 1321-го, когда король Эдвард II открыл в Саутварке больницу Святого Томаса, также известную как Lock Hospital, после чего в городском сленге это выражение так и осталось прозванием любого вендиспансера. Кстати, первая ежедневная клиника сексуального здоровья в Лондоне также находилась (и находится) здесь.
Сегодня в список услуг этой клиники и ей подобных входит не только лечение заболеваний мочеполовой системы, но и помощь для переживших сексуальное насилие, информирование населения, советы молодежи, бесплатная контрацепция и даже наборы для проведения тестов и выявления множества заболеваний – от гонореи до СПИДа – в домашних условиях (нужно всего лишь запечатать материалы для анализа в специальную емкость и отправить в лабораторию по почте).
Однако после грандиозной реформы NHS, с 2010 года, сексуальное здравоохранение не полностью находится в ведении NHS, а частично перешло под управление местных муниципалитетов в рамках новой регулирующей организации Public Health England. Теперь районные власти сами могут решать, какие услуги и в каком объеме предлагать населению.
Поэтому последние девять лет предоставление услуг стало крайне неравномерным. Сегодня не все клиники сексуального здоровья предоставляют одинаковый список услуг в рамках NHS: пациентам нужно отдельно выяснять, куда именно обращаться со своей проблемой. NHS предлагает найти определенную услугу с помощью поисковой системы на официальном сайте: нужно только выбрать ключевое слово и ввести свой почтовый индекс.
Аборты: запретить нельзя разрешить
Впервые закон, касающийся абортов, был принят в 1803 году — точнее, это была статья в законе, описывающем наказания за преступления против личности. Вплоть до 1967 года прерывание беременности считалось уголовным преступлением и влекло за собой, в разное время, суровое наказание: от смертной казни до принудительных работ.
Только в 1967 году новый закон разрешил аборты в ряде обстоятельств: угроза жизни женщины; угроза необратимого нарушения физического или психического здоровья женщины; до 24-х недель — перспектива угрозы физическому или психическому здоровью женщины и ее уже родившихся детей и серьезные нарушения развития плода. При этом аборты, проведенные вне стен сертифицированных медицинских учреждений, до сих пор считаются преступлением. Именно поэтому контрацептивы в Великобритании выписываются только по рецепту.
Положения закона 1967 года не распространились на Северную Ирландию: там аборты при отсутствии угрозы здоровью до сих пор наказуемы. Так что жительнице Северной Ирландии, по тем или иным причинам желающей прервать беременность, нужно или доказать, что рождение ребенка будет опасно для ее здоровья, либо проводить операцию в платной клинике в других частях Соединенного Королевства.
Битва за контрацепцию
Сегодня NHS предлагает огромный выбор контрацепции для женщин — для каждого отдельного случая. Контрацептивы бесплатны, однако выдаются только по рецепту от врача. Впрочем, чтобы получить его, нужно всего лишь заявить о своем желании и, в некоторых случаях, сдать кровь на анализ. Однако так было не всегда.
История системы семейного планирования и контрацепции в Великобритании началась за 18 лет до создания NHS, в разгар движения за права женщин. В 1920-х несколько состоятельных мужчин и женщин, сочувствовавших идеям суфражисток, создали National Birth Control Council (NBCC) — организацию, которая поставила себе задачу регулировать вопросы контроля рождаемости. Первая встреча организации прошла в частном доме Гертруды Марии Денман, баронессы Денман, и она же платила зарплату первой и единственной служащей новоиспеченной организации Маргарет Пьюк. После смерти баронессы Маргарет осталась главой организации и не покидала этого поста до своей смерти.
К 1939 году организация, сменившая имя на Ассоциацию семейного планирования (Family Planning Association, FPA), управляла уже 65 клиниками, сотрудники которых могли выписывать контрацептивы замужним женщинам, уже имеющим детей и не желающим увеличивать их количество, а также проводить исследования в области фертильности как мужчин, так и женщин.
Тем не менее при создании NHS задачи планирования семьи не были включены в национальную программу здравоохранения. В глазах общества деятельность FPA балансировала на грани легальности. Официальное признание пришло после двух событий, состоявшихся в 1955-м, когда после длительных переговоров и настоятельных приглашений министр здравоохранения Иен Маклеод впервые посетил одну из клиник FPA, и в 1958 году, когда Церковь Англии официально одобрила идею семейного планирования.
Примерно тогда же клиники начали неофициально предоставлять консультации молодым и незамужним женщинам, однако это было незаконно вплоть до декриминализации абортов в 1967 году. Только в 1974 году вопросы контрацепции и планирования семьи полностью перешли в ведение NHS, а контрацептивы начали выписывать бесплатно и вне зависимости от семейного статуса. Некоторые считают, что это был поворотный момент в истории Великобритании, который навсегда изменил отношения между полами и жизнь женщин в целом.
Бесплодие и NHS
Может ли NHS предложить лечение в тех случаях, когда нужны не противозачаточные препараты, а совсем наоборот? Здесь есть свои сложности. Лечение бесплодия доступно в рамках NHS, однако доступ к нему распределен по стране крайне неравномерно — в некоторых регионах пациенты могут находиться в листе ожидания годами. NHS оплачивает стоимость анализов и предварительного обследования в местном центре сексуального здоровья, однако когда дело доходит до лечения, пациенты оказываются в ситуации «лотереи посткодов». В октябре 2017 году BBC сообщало о том, что только 10% клиник предлагают пациентам предписанные государством три цикла процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), в то время как оставшиеся 90% предлагают один или два курса или вообще ничего.
Поэтому большинство бесплодных пар отправляются в частные клиники, которые тем не менее сертифицируются государственным регулятором HFEA (Human Fertilisation&Embryology Authority). Туда же можно обращаться по вопросам недобросовестного лечения или просто за информацией.
Подготовила Вера Щербина
источник »