2019-11-13 01:47 |
В пределах России еще можно услышать, как Соединенное Королевство называют «Англией», и это привело бы в ярость любого жителя Шотландии. Что еще мы знаем о Шотландии? Сохранились ли какие-либо различия в повседневной жизни, или все точно такое же, как в старой доброй Англии? Четыре месяца назад я переехала из Лондона в Эдинбург и не перестаю сравнивать!
В Лондоне живут 8 миллионов человек. Но это только по ночам, а днем в полтора раза больше.
В Эдинбурге обычно живет чуть меньше полумиллиона. Не считая августа, когда из-за международного фестиваля Фриндж население удваивается.
Центр Лондона сегодня выглядит как один огромный офис с вкраплениями «античных» безделушек вроде римской стены, тысячелетней церкви и викторианского парка.
Центр Эдинбурга — это средневековый «Старый город» и «Королевская миля», ведущая от действующего королевского дворца до средневекового замка на скале, с десятками отходящих от нее арочных проходов и закоулков.
К 10 утра лондонец выглядит так, словно он только что встал, натянул пальто поверх пижамы и, не просыпаясь, пошел за чашкой кофе.
К 10 утра эдинбуржец выглядит так, словно он проснулся с рассветом, все утро объезжал верхом ферму и вот только сейчас с чувством выполненного долга идет за заслуженной чашкой кофе.
В Лондоне прохожие ходят в синтетической «веганской» дизайнерской одежде и обуви, да так, как будто их в любой момент могут пригласить на вечеринку. Одежду других людей оценивают по принципу: «Пригласят ли нас на одну и ту же вечеринку?»
В Эдинбурге прохожие одеваются по принципу «зачем нужна одежда и обувь, если в ней нельзя прогуляться на Arthur’s seat во время дождя с ветром?», и на меньшее не соглашаются. Мембранные штормовки неоновых цветов или длинные пальто из яркой шерсти (твид здесь — национальная гордость и достояние), крепкие ботинки с технологией gore-tex и нескользящими подошвами, капюшоны для защиты от дождя — вот что выбирают настоящие эдинбуржцы. Все это вполне может оказаться увенчано копной рыжих волос, пестрым шарфом или шелковым цилиндром с фазаньими перышками — эдинбуржцы также любят казаться слегка богемными.
В Лондоне почти у каждого мужчины есть костюм для работы и костюм для торжественных выходов в свет.
В Эдинбурге у большинства мужчин есть костюм для работы и килт, а к нему шерстяные гольфы и кинжал на голени (это и есть шотландский торжественный костюм для выходов в свет).
Когда лондонец мастерит безделушку, он ориентируется на русских олигархов и Кремниевую долину. Поэтому что бы лондонец ни делал, у него получается стартап по подписке.
Когда эдинбуржец мастерит безделушку, он ориентируется на китайских и американских туристов, поэтому в итоге все равно получается тартан.
В парламент в Лондоне можно зайти в строго определенное время, купив билет заранее, лучше за полгода. Его здание известно во всем мире как образец английской архитектуры.
В парламент в Эдинбурге можно зайти в тот же день и бесплатно, там отличная дешевая кафешка. Его здание известно среди местных как «новомодная язва на теле города».
Под Лондоном есть огромная киностудия с декорациями к «Гарри Поттеру», где туристы могут попробовать сливочное пиво, поздороваться с Хагридом и посидеть в гостиной Гриффиндора.
А в Эдинбурге живая Дж. К. Роулинг гуляет по улицам-прототипам, а в центре города столько туристических гидов в студенческих мантиях, что легко поверить, что нечаянно оказался недалеко от Хогвартса.
На улицах Лондона пахнет хипстерским кофе, бездомными, одеколоном и озоном — от электричества в метро и искрящих от нагрузки компьютеров в Сити.
В Эдинбурге пахнет недавно поставленным в печь кислым ржаным хлебом. Но турист не должен обманываться: нет, Эдинбург не город пекарей. Это запах множества пивоварен, от старинной Caledonian Brewery до всемирно известных BrewDog и микроскопических однодневок.
В выходные русскоязычный иммигрант в Лондоне встречается с друзьями — часто со многими и по отдельности. Встречи происходят по списку, дата и содержание встречи определяется за две недели до этого события.
Русскоязычный эмигрант в Эдинбурге в выходные отправится на машине в лес, в горы, на природу. А если дело происходит в августе и сентябре — по привычке привезет домой ведро грибов и ягод.
Когда вы произносите слова «стриптиз-бар» в Лондоне, перед глазами встает богатейшая полувековая история района Сохо со всеми его рискованными, полулегальными клубами и модными магазинами.
В Эдинбурге главный стриптиз-клуб города тоже вызывает исторические ассоциации: он располагается на месте дома, где знаменитые похитители трупов Бурк и Хар совершали свои убийства. Он даже называется их именами.
Если в Лондоне вы начнете сыпать латинскими выражениями, то англичане решат, что вы получали образование в частной школе (и в зависимости от социального статуса собеседников, могут проникнуться уважением или, наоборот, побить).
Если вы произнесете латинское выражение в Эдинбурге, то собеседник поправит вашу грамматическую ошибку или посетует, что совсем забыл школьные курс латыни. А все потому, что в Шотландии — римское право, сильно отличающееся от английского. Без базового знания латыни нельзя стать юристом, и еще не так давно язык древних римлян учили во всех государственных школах.
Когда Лондонец слышит, что его собеседник прибыл из России, то вспоминает о мафии, олигархах или русской литературе. Эдинбуржец на его месте вспомнит об арктических конвоях во время Второй мировой войны и о ловле атлантического лосося: ведь Кольский полуостров в России — одно из немногих мест в мире, где популяция дикой семги ещё достаточно велика для любительской соревновательной рыбалки.
В Шотландии собственные фунты стерлингов, слегка отличающиеся дизайном. Но в магазинах Эдинбурга можно расплатиться и английскими фунтами. А вот продавцы лондонских магазинов могут и отказаться принимать шотландские фунты — этот факт немало обижает шотландцев.
Оплата водоснабжения в Шотландии включена в муниципальный сбор, а сама вода заметно мягче английской — после трех месяцев в чайнике так и не появилась накипь, а на вопрос о жесткости воды колл-центр Scottish Water серьезно отвечает: «В Шотландии слишком мало известняковых пород, которые вызывают жесткость воды».
NHS Scotland — отдельная организация, у которой мало общего с NHS England. Она существует по собственным правилам: например, антидепрессанты здесь выдают бесплатно. И даже налоговая система немного другая: самый низкий налог в Шотландии составляет 19% (а не 20%, как в Англии).
И да, шотландцы действительно лучше настроены к иностранцам. Почему? Говоря словами самих шотландцев, «практически у каждого в семье был моряк или торговец, а эти профессии предполагают дружелюбие по отношению к незнакомцам».
Акулина Ангеловская
источник »