![Доля Гавански: «Для женщин нет ограничений!»](http://pulse-uk.org.uk/wp-content/uploads/2020/03/1.1.16_1.1.16.jpg)
2020-3-21 22:54 |
Кинокомпания THEA FILMS и проект КАРО АРТ представляют фильм «женский День» режиссера Доли Гавански. Фильм был показан в официальной программе ММКФ 2019, в лондонских кинотеатрах Curzon и Regent Street Cinema, а также в Гарвардском Университете (США). В марте 2020 фильм будет участвовать в конкурсной программе Sofia International Film Festival, в апреле – Istanbul Film Festival. Картина уже была выдвинута на несколько премий и завоевала главный приз на Фестивале Русского Зарубежья в Москве и приз жюри Yalta International Film Festival, и другие почетные награды.
Газета «Пульс UК» пообщалась с Долей, поговорив об ее «загранично советском» детстве, режиссерском дебюте и о том, что значит быть «женщиной из Восточной Европы» в Лондоне.
– Доля, у вас было очень интересное детство, наполненное переездами и сменой места жительства. Это как-то повлияло на то, что вы выбрали актерскую профессию?
– В детстве я никогда не говорила, что хочу быть актрисой – это желание пришло позже. Но я человек, который любит перемены, драйв, я люблю ставить перед собой задачи и решать их. Мне всегда казалось, что в актерской профессии есть то же самое движение, те же трудности. Еще большое влияние на меня оказала музыка. Я все детство провела, играя на пианино. Но, став подростком, резко прекратила. Мне хотелось чего-то другого – и тогда я начала заниматься актерским мастерством с заслуженным артистом РСФСР Владимиром Федоровичем Гордеевым. Когда я переехала в Лондон в середине 90-х, уже точно знала, что буду делать дальше.
ДОЛЯ ГАВАНСКИ – режиссер, актриса, сценарист, продюсер. Родилась в Болгарии, а детские годы провела в Югославии, затем в Белграде, Самарканде, Ленинграде и Москве. Переехав в Лондон, закончила Лондонскую Академию актерского мастерства, затем изучала английский язык и драму в Кембриджском университете и защитила докторскую диссертацию по теме «Мейерхольд и культура до и после революции» в колледже Голдсмит Лондонского университета. В актерском портфолио Доли такие фильмы, как «В краю крови и меда» (реж. А. Джоли), «Путешествие» (реж. М. Уинтерботтом), «Такой же предатель, как и мы» (реж. С. Уайт), а также самая «cамая сильная женщина» Заря (из России) во всемирно успешной видеоигре «OVERWATCH». Доля участвует во многих телепроектах BBC и ITV, выступает на сцене лондонских театров.
– Вы часто бываете в Москве?
– Я всегда ищу повод туда приехать. Я очень люблю русскую культуру – она повлияла на мое становление. Думаю, я немного романтизирую ее образ, но Россия занимает особое место в моем сердце.
– Вы помните свои первые ощущения от переезда в Лондон?
– Русскоговорящих в Лондоне тогда было немного, я достаточно быстро окунулась в актерскую жизнь: стала посещать Лондонскую Академию актерского мастерства (London Academy Of Performing Arts), много работала на английском языке. Моей мечтой было играть в постановках по Шекспиру. После окончания академии, началось много кастингов. И я поняла, что к актерам здесь другое отношение, нежели в России. Там актер – это художник, артист. Здесь – это тот, кто развлекает – хотя официально именуется «актером». Конечно, здесь тоже есть прекрасная драматическая школа и традиции.
– А как вас воспринимали?
– Поскольку я была иностранка и фамилия у меня была иностранная, так я и осталась для них «иностранкой». Когда по окончании академии мне нужно было выбрать монолог для кастинга, мой преподаватель настойчиво советовал взять роль восточно-европейской женщины с серьезными жизненными проблемами. Я удивилась, зачем – мне хотелось читать классику. Но он объяснил, что так я быстрее найду предложения по работе. Но я была очень упрямой и делала то, что, на мой взгляд, было правильным для собственного развития. Поэтому, может быть, я очень долго работала над постановкой голоса и акцентов.
– У вас в портфолио роли русских шпионок, жен олигархов, путан. Как вы относитесь к тому, что восточноевропейским актрисам предлагают в основном «клишированные» роли?
– Я не против этих ролей – и сыграла много разных амплуа, которыми не могут похвастаться британские актеры, вынужденные часто оставаться в одном и том же образе. Но проблема подобных образов в том, что часто они «штампованные», нединамичные, представляющие характер только с одной стороны.
Именно поэтому я начала писать собственные сценарии. Одну из моих пьес «Русский игрок» (по Достоевскому) взяли на BBC Radio 4, но даже там во время редактирования они попытались добавить в сценарий несколько тупых фраз. В общем, пришлось отстаивать свою позицию.
– Как появилась идея снять фильм «Женский день»?
– Когда я работала над фильмом «Украинские голоса» (вместе с режиссером Федором Левченко), я поняла, что советское прошлое до сих пор не отпускает нас, постсоветский человек – жив. Потом я курировала выставку в Лондоне «Суперженщина: работать, строить и не ныть!», где мы хотели показать женский образ во времена советской пропаганды. Для этой выставки я сделала три короткометражки по материалам Красногорского архива – от революции до Сталина, сталинский период и военные годы и послевоенные годы до перестройки, рассказав, как за это время менялось отношение к женщинам, что это значило – быть «советской женщиной». Но потом появились мои героини, которые начали делиться личными жизненными историями, чувствами, мыслями и переживаниями. И мне захотелось рассказать их истории.
– У вас получилась очень сильная, но в то же время добрая, человечная история. Как вы выбрали своих героинь?
Изначально я планировала встретиться с 10-15 женщинами, но в итоге получилось – 40. Я искала женщин, которые были иконами своего поколения, потому что советский опыт – уникальный. В то время женщине говорили «Иди работай» – и она шла. Мне было интересно узнать, насколько они чувствовали себя свободными в том «освобождении», которое им дали.
Мне были интересны личные истории этих женщин, я чувствовала ответственность перед каждой из них, но, конечно, я понимала, что показать все будет невозможно. Я сразу поняла, что должна оставить истории нескольких героинь: Паши Ангелиной (первая женщина-тракторист в СССР; в фильме использованы архивные материалы и беседы с дочерью Паши Ангелиной. – Прим. автора), Дины Григорьевой (диктор советского ТВ, «голос СССР»), Марины Рохлиной (ветеран Сталинградской битвы, участница ВОВ) и Натальи Малаховской (одна из первых советских феминисток, диссидент; на сегодняшний день проживает в Австрии). Монтаж был очень сложный, длился почти год – у меня осталось много архивного материала, кадров современной России (особенно съемок 8 Марта), и разных женских разговоров в различных жизненных ситуациях.
– Все эти женщины и их истории разные. А что их объединяет?
– Любовь к жизни. И их верность тому, во что они верили и что любили. Их энергия, чувство достоинства и жизненный опыт вдохновляют.
– Что для вас было самым важным показать в этой истории?
– Несмотря на то, что я давно живу в Лондоне (больше, чем где-либо еще), я понимаю, что отличаюсь от британских мам, с которыми сталкивалась на школьной площадке. И это заставило меня задумываться, что значит быть восточноевропейской женщиной, советской женщиной, но и этот вопрос можно развить еще глубже: какое место занимала и занимает женщина в обществе не только в советской России, но и в современном мире. Опыт прошлого может многое нам рассказать о том, что происходит сегодня.
– Фильм уже был показан в Великобритании, России, США. Какие у зрителей впечатления от картины?
– После премьеры в Лондоне один из британских зрителей сказал мне: «Наконец-то кто-то очеловечил Россию». А Мария Рохлина поставила мне «пятерку» за храбрость, сказав, что это было очень смело с моей стороны.
Я получила много положительных отзывов, ко мне подходили бабушки и мамы, говоря, что в историях моих героинь видят своих предков. Это не просто история «советского феминизма», это история о людях, о нашем наследии. И истории этих русских женщин могут быть близки любому человеку, независимо от национальности и места проживания.
– Мы можем сейчас говорить, что женщинам удалось отвоевать свою независимость?
– Это очень сложный вопрос, я бы процитировала Гамлета: «Неладно что-то в Датском королевстве». Многое зависит от того, о какой стране мы говорим, о какой профессии, обстоятельствах.
Феминистки 20-30-х годов сделали очень много, от бесплатных детских садов до возможности женщинам получить образование. Это были очень интересные и образованные женщины. Тогда 8 Марта было праздником рабочих женщин, а в современной России — это про цветы и красоту, а не независимость женщин.
– А если говорить о женщинах в вашей жизни, какой главный совет дала вам мама?
– Мои мама и бабушка – очень сильные и любящие женщины. Я росла, окруженная их заботой и добротой. Мама всегда говорила мне, что все в моих руках. Для женщин нет ограничений!
Беседовала Ольга Кентон
В связи с эпидемией коронавируса в Великобритании и в других странах, все кинопоказы и фестивали отложены на неопределенный срок. Следите за новостями на ФБ-странице проекта в facebook.
источник »
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |