Татьяна Данильянц: «К городам я отношусь как к людям»

Татьяна Данильянц: «К городам я отношусь как к людям»
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2019-5-10 00:59

14 мая в Пушкинском доме пройдет показ музыкального фильма «Шесть музыкантов на фоне города» режиссера Татьяны Данильянц. В этой картине собраны шесть уникальных жизненных историй талантливых музыкантов, живущих в столице Армении – Ереване. Среди них знаменитый дудукистДживан Гаспарян-старший, основатель группы «Armenian Navy Band», мультиинструменталист, обладатель премии «Grammy»  и «World Music Award» Арто Тунчбояджян, джазмен Левон Малхасян (Малхас) и др. У каждого из героев есть свой собственный музыкальный стиль, своя история и «свой Ереван».

Татьяна Данильянц родилась в Алжире, живет и работает в Москве, где окончила факультет искусствоведения МГХИ им.Сурикова и Высшие режиссерские курсы. Училась режиссуре в Польше у Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси. Также Татьяна стажировалась и жила в Италии, ею сняты несколько кинолент, посвященных Венеции («Сад, который скрыт», «Венеция на плаву», «Вспоминая Параджанова. Венецианские беседы»). Татьяна – автор нескольких поэтических сборников («Венецианское», «Белое», «Красный шум» и др.), переведенных на многие иностранные языки.

- Татьяна, вы окончили Высшие режиссерские курсы, снимали игровое кино. А как получилось, что вы начали снимать документальные фильмы?

- Знаете, я против деления на режиссеров игрового и документального кино. Есть автор, а дальше он может снимать что захочет. Почему-то в России пытаются навязать это разделение, в то время как на Западе есть масса блестящих примеров режиссеров, которые удачно совмещают в своей работе и то, и другое.

Что касается меня, когда я заканчивала учебу, да, моими дипломными работами были два фильма: короткометражный игровой фильм по моему сценарию «U» и 39-минутный документальный телевизионный фильм. Затем было еще несколько короткометражных работ. И по логике, дальше я должна была бы перейти к полнометражному игровому кино. Но этого не произошло – в течение долгих лет я не могла найти сценарий, по которому мне захотелось бы снимать фильм. И пока я занималась этими поисками, я начала снимать документальные фильмы и телевизионные работы.

Я вижу, что одна из причин интереса к документальным проектам (фильмам, литературе) в том, что мир перенасыщен информацией, люди хотят разобраться в том, что происходит вокруг.

- Почему тогда вы решили снимать фильм о Ереване, о музыкантах, живущих в этом городе? Чем вас так привлекли этот город и люди?

- Съемки фильма, по современным меркам, были недолгими, около полутора лет, с осени 2014-го до весны 2016 года. Но зерно, из которого вырос фильм «Шесть музыкантов на фоне города», упало в почву гораздо раньше. Первый раз я оказалась в Ереване в 2007 году, приехав туда на кинофестиваль «KIN». Стояли холодные декабрьские дни, было темно и неуютно, невозможно было разглядеть архитектуру города. Я подумала, что на этом мое знакомство с Ереваном и закончится. Но когда я пришла в кафе «Поплавок» и услышала музыку Форша (Вагана Геворкяна), то поняла, что мое первое впечатление – только видимость, а на самом деле город многое скрывает от посторонних глаз. Это был такой потрясающий контраст! К городам я отношусь как к людям – поэтому сразу почувствовала, что в Ереване точно что-то есть, скрыто что-то большое. Затем я познакомилась с директором кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюном Хачатряном, который пригласил меня на свой фестиваль в 2008 году. Там меня пригласили принять участие в киноальманахе, посвященном Еревану. Тогда поняла, что буду рассказывать об этом городе через историю Форша. Альманах не состоялся, но идея осталась.

- Если бы вас попросили описать Ереван в нескольких словах, что бы вы сказали?

- У каждого города есть свой свет. Ереван очень светлый город. Это место с теплой, сильной энергетикой. Потом это город, в котором тебе не утонуть: ты как бы все время на поверхности, ты не можешь погрузиться в бездну отчаяния. И в воздухе постоянно чувствуется какая-то эйфория. И потом Ереван – город джаза. И нем много итальянского духа, ведь Ереван построен по проекту выдающегося архитектора Александра Таманяна, который был сильно связан с итальянской архитектурной и урбанистической традицией.

- В вашем фильме из шести героев всего одна женщина-музыкант. Как так вышло?  Как вы искали своих героев?

- Это вопрос моего выбора. Мне было принципиально показать музыкантов разных поколений, чья музыка отражает аутентичный городской дух Еревана. Во время подготовительного периода стало понятно, что больше шести-семи персонажей уместить в фильме будет невозможно. Да, правда Армении состоит в том, что это по-прежнему мужской мир. Роль женщины в культуре страны (в музыке, в литературе, в кино) присутствует где-то в соотношении 1 к 6, как в фильме. Мне повезло, что я нашла Лилит Пипоян.

- Что больше всего запомнилось за время съемок?

- Конечно, было много сентиментальных, дорогих моментов для меня, для всей съемочной группы. У нас была сцена, в которой мы снимали знаменитого армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, ему тогда было почти девяносто лет, и незадолго до съемок он перенес операцию на ноге. Ему было тяжело стоять. В тот день у нас были технические сбои, и пришлось снимать много дублей. Меня очень тронуло, как он стоял и делал эти дубли, один за другим.  Безропотно.

- Вам легко было работать с вашими героями?

- Я бы не стала называть эти съемки «работой», скорее это было долгое непроизвольное исследование жизни. К тому моменту, когда мы нашли финансирование для этих съемок, я уже хорошо знала моих участников. Они доверяли мне. Все участники понимали, что это не просто интервью, а что создается что-то важное и существенное для них, для города. Этот фильм можно сравнить c памятником Еревану, а каждый из моих героев – кирпичик в этом памятнике.

- Они видели результаты вашего взаимного общения – готовый фильм?

- Из шести человек видели четверо. Фильм участникам понравился. Замечу, что у фильма хорошая история с прокатом и показами: фильм шел по всей России, был показан в Италии, Болгарии, Германии, Белоруссии, Армении, дважды в США – в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, в Канаде, вот скоро покажут в Лондоне. Я знаю, что одному из участников это принесло хорошие предложения принять участие в различных мероприятиях.

- Сейчас, оглядываясь назад, вы можете сказать, что для вас было самым важным передать в этом фильме?

- Этот фильм выстроен на трех осях: персональные портреты участников, рассказ о городе, который является средой, где они живут, и третье – музыка. Для меня было важно, чтобы все эти три ипостаси существовали сбалансированно. На мой взгляд, это удалось. Когда мы снимали, я не отдавала себе отчет, насколько историческим получается этот фильм: каждый из участников рассказывает свою личную историю, но через нее воссоздается история города, история армянства вообще.

- Чем для вас дорог в этом фильме Ереван?  

- Для меня в этом фильме есть два символа Еревана - гора Арарат и знаменитые поющие фонтаны на площади Республики. Для армян Арарат – символ потерянного рая, ведь он находится сейчас на территории Турции. Для меня Арарат - нерукотворная икона. Собственно говоря, мой фильм вошел в стадию осмысления, когда я возвращалась с озера Севан на рассвете и увидела сияние этой горы. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. Арарат не всем ведь открывается; он часто бывает закрыт облаками. Во время съемок нам приходилось просыпаться в четыре утра, чтобы смотреть, как ведет себя гора, и иногда приходилось отменять съемки.

Когда Арарат открывается перед тобой, это сшибает с ног. Такое будешь помнить всю жизнь.

- А какой у вас любимый город?

- В первую очередь это Венеция. Я люблю Ереван, Париж, мне интересен Нью-Йорк. Любовь к городу всегда связана с тем, какую жизнь ты проживаешь в нем; нужно пережить там что-то сильное, чтобы родилась эта связь.

Есть знаменитый афоризм: «Все, что мы видим, было когда-то чьей-то мечтой». Так вот Венеция – это город реализованной коллективной мечты. Поэтому он и является магнитом для человечества до сих пор.

- На этом тема городов для вас закончена?

- Похоже, что важные для меня вещи я рассказала. Но зарекаться не буду.

- В таком случае что дальше?

- Мне всегда есть что сказать о Венеции. Это место, которое невозможно исчерпать.

На данный момент я ищу финансирование для фильма об армянском спорте, об армянской идентичности. Очень захватывающий проект.

А также есть еще один игровой фильм, к которому я тоже давно подступаю. Это история о судьбе человека, талантливого художника по сценарию гениального итальянского сценариста.

Беседовала Ольга Кентон
Показ фильма пройдет 14 мая, 19.00-21.00
Pushkin House, 5a Bloomsbury Square, Holborn, London WC2
www.pushkinhouse.org

источник »

музыкантов шесть данильянц группы основатель armenian navy