«Считаем овец»

«Считаем овец»
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2019-3-2 18:29

Пьеса Белорусского свободного театра о том, как праздник с борщом и водкой сменяется кровью.

Лондон - таинственный город. Вот мы едем в поезде и проезжаем, скажем, Ватерлоо. А под нашими ногами люди рисуют, поют и играют пьесы.

Оказывается, под станцией Ватерлоо лежит целый мир запутанных туннелей и хранилищ. Залы и залы из кирпича и бетона, украшенные гофрированными металлическими трубами. Хотя в них душно и темно, в них есть что-то соблазнительное, как всегда в подземном мире. Вход можно найти на Лик-стрит (Leake Street), которая сама лежит под мостом, вся разрисована граффити и пахнет аэрозолем.  Есть еще входы из зданий в примыкающих улицах.

Именно там, в этом подземном мире из «Алисы в Стране чудес» происходит фестиваль «Волтс» (Vaults). С 2012 года фестиваль дает начинающим театральным деятелям возможность показать пьесы в холодные недели февраля, относительно спокойное время в театральном календаре. В этом подземном пространстве в это время можно увидеть несколько шоу за одну ночь. «Волтс» напоминает немного Эдинбургский фестиваль: тоже много странного и экспериментального театра, тоже есть где выпить в этих подземельях, но он дешевле и доступнее.

В этом году на фестивале показывают пьесу «Считаем овец» Марички и Марка Марчук, пары, чья любовь началась на баррикадах на Майдане зимой 2013 года. Маша (Маричка)  Марчук была тогда Машей Кудрявцевой.

Маричка - украинка с прекрасным русским языком, видимо, с востока. Немолодая, маленькая, хрупкая, женственная, к моменту Майдана мать троих детей: взрослой дочери- студентки и двух подростков. Исполнитель рокa и народных песен с поразительной силы и красоты голосом (и, мне кажется, у нее и образование классической певицы). Она один из создателей фольклорного ансамбля «Божичи», который собирал народные песни, многие из них использованы в спектакле.

В декабре 2013 года, в начале Майдана, у Марички был свой авторский проект: ансамбль с немного хулиганским, немного французским названием «Куку Шанель». Она должна была выступать на Майдане как раз в этот день, когда из относительно мирного и относительно веселого праздника он превратился в театр военных действий с тремя убитыми. Маричка стала голосом Майдана - в частности, она организовала там музыкальный проект «Лимончики».

Марк канадец, он рок-певец, Украину знал по бабушкиным рассказам через варенички, попал в Киев в разгар Майдана как турист, за пару дней до первого кровопролития, языка не знал совсем. Он появился там примерно одновременно с Машей, без особого понимания, что происходит, но с мгновенно вспыхнувшей любовью и сочувствием (могло ли быть иначе - общая борьба за свободу сливалась с народным праздником).

На Майдане Марк и Маричка познакомились и влюбились и вместе провели несколько тяжелых дней. Интересно, что она почти начинает разговор с вопроса, хочет ли он растить ее детей, а он соглашается, потому что время, когда все разрушено, - это время создавать новое, новую жизнь, растить детей. В этой же логике Маричка отвечает и журналистке в интервью: она говорит, как важно женщине оставаться женщиной и матерью именно во время войны и опасности.

Марк вскоре вернулся в Канаду, а Маричка ездила на фронт, по госпиталям, пела, разговаривала с солдатами, собирала средства для больных. Они переписывались. Потом Маша приехала в Канаду, они поженились в парке в Торонто, пригласив на свадьбу всех желающих, ездили потом по Канаде и Украине с «Лимончиками», Lemon Bucket Orkestra: народным украинско-цыганско-клезмерскo- английско-шотландско-кантри проектом и написали пьесу «Считаем овец» про свою историю любви на баррикадах.

Они оба участвуют в пьесе: Марк играет на барабане, скрипке, чем-то еще, поет, Маричка поет, оба прекрасны и немолоды, как сказано. К сожалению, по крайней мере, на «Волт»-фестивале их роли исполняют другие актеры и только в конце они говорят пару слов.
Таким образом, «Считаем овец» - это пьеса о любви в зоне военных действий, о том, как праздник с борщом и водкой сменяется кровью.

Пьеса очень простая и романтичная, вся вокруг вот этой частной истории выстроенная, прекрасно оформленная реальными съемками событий, найденными Машей и Марком в Сети, с замечательной музыкой и хорошей хореографией. По сути, это иммерсивный мюзикл. «Волтс» вообще дом иммерсивного театра.

Пьеса романтизирует и несколько упрощает события. Публика (кроме наблюдателей - их было совсем немного, человек пять) в основном сначала сидит за столами на сцене и ест борщ, а потом строит баррикады и прячется за щитами в облаках чего-то, что изображает слезоточивый газ.

Тем не менее пьеса трогает именно этой бесхитростностью.

Жаль, что Марка и Машу играют довольно глянцевые молодые актеры.

Очень жаль (но это мое частное мнение), что иммерсивность превращает все немного в игру (мне припомнились старушки в исполнении Монти Пайтон, изображающие сражение при Перл Харбор). Тем не менее симпатично, что в этой игре в Майдан участвуют дети разных народов, которые в большинстве впервые слышат об Украине: пусть они хоть так узнают о событиях! 

Смешно, что публика делится на «Premium Protester» (за столами в центре их кормят пирогами и борщом из мисочек и поят), «Protester» (им дают пироги без борща) и наблюдателей (им ничего не было обещано, но на этот раз по кусочку пирога дали тем не менее).

Поражает организованность и эффективность хореографии! Превратить ни о чем не подозревающих «Protester» и «Premium Protester» мгновенно в массовку на Майдане, да так, чтоб им это было в радость, не в тягость - это успех. Это требует прекрасной организации, скорости, эффективности.

Пьеса с успехом прошла на Эдинбургском фестивале, правда, кажется, в более жестком, не таком причесанном варианте, и, кажется, там Марк и Маричка играли себя сами, и вот теперь идет на «Волтс» уже месяц при полной заполненности мест протестующих.

Лариса Итина

До 17 марта.
Билеты: 18-40 фунтов.
vaultfestival.com

источник »

ватерлоо залы играют пьесы поют оказывается рисуют