Наука Детям: идеи, способные перевернуть мир

Наука Детям: идеи, способные перевернуть мир
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2021-9-23 01:40

Иногда на стыке хобби и востребованности жизнью возникают идеи, способные перевернуть мир. Как повысить шансы ребенка на поступление в престижный университет? Почему важно поддерживать интерес в самых разных сферах и как это организовать? Что общего у взрывных экспериментов на собственной кухне, исследований планктона и Илона Маска? Рассказывает руководитель проекта “Наука Детям” Александр Соловьёв.

– Привет, давай с места в карьер и без смоллтоков: кто такой Саша Соловьев, как, почему и когда началась “Наука детям” и почему это  уникальный проект?

– Проект “Саша Соловьёв” начался 53 года назад, и с разной степенью успешности двигался сквозь захолустье нижегородских лесов, военных и не очень городков, советскую армию, Нижегородский университет, и московскую аспирантуру с кандидатской диссертацией. То есть можно сказать, что он вобрал в себя и хорошие и плохие черты того социального эксперимента, который был нашей Родиной. А дальше началась шлифовка космополитической научной жизнью в разных странах. Однако в силу многих причин, уже окончательно обосновавшись в ЮК, однажды я оказался в положении ассистента преподавателя в лондонской Русской Гимназии. И это перевернуло мое представление о собственном месте в этом мире. Я всегда думал, что мог бы работать с детьми, но результат меня удивил. Нет, не удивил. Потряс. Я нашел с ними общий язык без каких-либо усилий, все произошло как бы само собой. Я им что-то рассказываю и показываю, а они смотрят. И слушают. И мы понимаем друг друга. Это трудно объяснить в трех словах, но произошел какой-то окситоциновый взрыв мозга, извините за каламбур.

Потом уже были первые частные клиенты, вкус признания, и тот первый пост на фейсбуке, где я предложил лондонскому русскоязычному сообществу услуги не репетитора, а просто человека, зажигающего огонь в глазах детей. С помощью науки, конечно. И вдруг оказалось, что в этом самом сообществе есть около 150 человек, готовых отдать своих детей на мои занятия. Я рассчитывал на 5, может быть 10, но 150… Веселое было время. Мне пришлось на лету переформатировать идею индивидуальных занятий на кружковые занятия – просто чтобы не изобретать велосипед. Пять лет прошло, а идея не прокисла. Мой опыт стал несравненно более широким и адаптивным, и я превратилось в мы. Мы стали “Наукой детям”.

Почему это произошло, можно рассуждать долго. С точки зрения бизнеса мы нашли нишу. Небольшую, но хорошую. То, что отличает нас от множества других похожих образовательных проектов – баланс теории и практики. Я с самого начала считал (и это не изменилось), что обучение должно постоянно и непрерывно опираться на практическую работу. Мысль не то чтобы “бином Ньютона”, но в современной школе дела с этим обстоят не ахти. Когда ребенок десяти лет не может сложить бумажный самолетик, большинству людей моего поколения это кажется упущением, и мы это упущение восполняем с лихвой. Каждое наше занятие строится на основе нескольких экспериментов, логически связанных между собой, и уже сверху мы добавляем научные объяснения. При этом даже для неподготовленного ребенка, не способного удержать внимание на предмете более 10 минут, эти эксперименты являются точками привлечения внимания, позволяющими не только узнать что-то новое, но и научиться концентрации. При этом мы еще и записываем/зарисовываем наши наблюдения в лабораторные журналы!

– Чем отличается подход к обучению в детских и подростковых группах?

– С младшими детьми мы скорее играем в науку, делаем больше разнообразных экспериментов. С подростками мы делаем настоящие научные проекты. На данный момент это экология и токсикология пресноводного планктона, со статистикой, работой с научной литературой, написанием отчета-статьи.

– “Наука детям” – замена репетиторам?

– Совсем нет. Мы не тренируем сдавать экзамены (что необходимо для успешного перехода в старшую школу/поступления в вуз), мы прививаем интерес к науке и желанию узнавать новое. Без этого учеба останется скучной рутиной.

– Приведи пример самого интересного (можно субъективно) эксперимента?

– Сложный вопрос. Мне самому очень интересно, когда что-нибудь взрывается, взлетает, двигается… Из сложных, таким примером может быть генератор Ван Де Граафа – это про статическое электричество. Электрические искры в разные стороны, волосы экспериментатора встают дыбом, пахнет озоном… Из простых – всем известная «слоновья зубная паста» (elephants tooth paste), когда в результате химической реакции появляется огромное количество пены. При этом реакцию можно варьировать, для каждого возраста можно подобрать степень неожиданности результата.

– Какие темы вне школьной программы полезно изучать и почему? 

– На мой взгляд, совершенно неважно, какие темы увлекают ребенка, если они его по-настоящему увлекают. Полезно изучать математику, но всем ли она одинаково интересна? Все дети разные, и если ребенок запоем читает про саркофаги фараонов, это не менее важно и интересно, чем увлечение устройством черных дыр, или программированием. Важно помочь ребенку развить этот интерес до какого-то результата, который переведет эту заинтересованность из разряда хобби на уровень прикладного знания или умения, востребованного жизнью. Тогда подобные знания становятся монетизируемыми, не переставая быть увлекательными. А помочь в этом развитии может человек, увлеченный данным предметом и имеющий авторитет в глазах ребенка.

Иногда на стыке такого «хобби» и востребованности жизнью возникают идеи, способные перевернуть мир. Казалось бы, что тут особенного в идее глобального спутникового интернета, все необходимые инструменты для этого существовали уже достаточно долго. Но потребовался Илон Маск с его энтузиазмом, навыками и знаниями, чтобы воплотить идею в жизнь.

– Одно из больших достижений проекта – публикация работы учеников в научном журнале. Почему это круто и важно?

– В то время как среднестатистическая школа все дальше уходит от практических и лабораторных занятий, особенно в младшей школе, мы стараемся восполнить этот пробел. И если с младшими детьми мы в большей степени играем в практическую науку, то со старшими (12+) мы ей занимаемся всерьез. Поэтому о старших хочу сказать отдельно.

Перепробовав несколько разных направлений, мы остановились на изучении пресноводного планктона, то есть микроскопических рачков, живущих в лужах, прудах, реках. Мы изучаем действие разных химических веществ, применяемых человеком, на жизнеспособность этих самых рачков. То есть у нас включена химия, экология, биология, токсикология и еще сколько-то -логий. Мы ставим эксперименты, обрабатываем данные, считаем статистику, пишем статью. И первая статья получилась совсем не комом – ее приняли в печать во вполне себе научный реферируемый журнал – Journal of Emerging Investigators.

Ну и что, можете спросить вы. А то, что на каждое место популярных естественно-научных направлений (медицина, биохимфиз, экология и др.) в университетах Оксфорда, Кембриджа (и иже с ними) очередь из отличников в десятки человек. Отбор в такой ситуации идет на основе Personal statement and extracurricular activities. Потенциальный студент может прекрасно играть на фортепиано или играть в регби, но опубликованная в научном журнале статья и умение описать весь научный процесс от гипотезы до публикации с большой вероятностью перевесит и то, и другое.  Я уж не говорю о самоценности умения довести проектную работу от начала до конца.

– Как организована система занятий онлайн и оффлайн?

– Если коротко, то онлайн – это стандартное часовое занятие в Зуме, за время которого мы успеваем теоретически объяснить какое-то научное явление/закономерность и практически постараться продемонстрировать его самостоятельно, сделать что-то своими руками. Тематика занятий и необходимые материалы объявляются заранее. Участники (родители) заранее все готовят, и мы потом режем, клеим, растим и т.д.это под руководством преподавателя. В оффлайне все происходит похоже, но в доме одного из участников проекта, где собираются группы до 8 участников и занятие длится 2 часа (с небольшим перерывом). Группы разбросаны по всему Лондону и окрестностям. За день мы успеваем провести занятия в двух группах – после школы, с 16 до 21.00. В оффлайне все материалы я привожу сам.

– Как стать преподавателем в “Науке детям”?

– Это и просто и, в то же время, сложно. Мы придаем не слишком много значения «корочке»-диплому, хотя хорошее образование часто связано с нужными навыками. Главное – быть увлеченным какой-то научной (или около-научной) темой и любить работать с детьми. Остальное – тренируется.

Проекту «Наука для детей» ВСЕГДА требуются ассистенты с перспективой стать полноправными преподавателями!

Дорогие читатели, если вам интересна работа в самом необычном образовательном проекте Англии или вы бы хотели привить своему ребенку увлечение естественными науками, вы можете узнать о наличии свободных мест в интересующей вас группе, записаться в нее и получить ответы на интересующие вас вопросы, написав по адресу: [email protected]

Также о проекте: scienceforkidslondon.co.uk

www.facebook.com/groups/1630351417279775

Беседовала Надежда Шишканюк

источник »

мир наука перевернуть способные идеи детям исследований