«Для документалиста важно быть «здесь и сейчас»

2018-5-18 19:36

С 23 по 28 мая в Лондоне пройдут показы документальных фильмов режиссера Марины Разбежкиной и выпускников Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Также состоится серия мастер-классов режиссера для кинематографистов – как для профессионалов, так и для любителей, всех тех, кто хочет углубить свои знания в области документалистики.

– Марина, по образованию вы филолог, работали учителем, журналистом, а за документальное кино взялись, когда вам было почти 40 лет. Как получилось, что вы решили заняться документалистикой? Почему выбрали именно этот жанр?

– Я захотела снимать кино где-то с 15 лет и на день рождения получила в подарок от мамы полный комплект для съемок: любительскую 8-мм камеру, магнитофон для записи звука, синхронизатор и даже маленький монтажный столик. То есть я стала отдельной киностудией.

Не знаю, почему я не хотела снимать игровое кино. При этом и документальное кино в те годы не могло меня вдохновить, оно было чудовищным. Но у меня всегда была страсть к реальности, я не люблю наигранности и театральности.

Когда-то я посмотрела фильм «Голый остров» японского режиссера Канэто Синдо. Этот фильм вошел в меня как фильм о реальной жизни. Мне кажется, именно из-за этого у меня и возникло желание фиксировать жизнь.

Я начала снимать какие-то свои первые детские фильмы про партизанские отряды – в общем, чепуху по сегодняшним меркам.  А в 18 лет все бросила, решив, что все это далеко от настоящего кино. Я захотела поступить во ВГИК, но дома меня отговорили, сказав, что надо получать базовое образование. И я поступила на филологический факультет Казанского университета. Потом я еще дважды пыталась поступить во ВГИК, но не поступила.

Я начала писать какие-то сценарии, поскольку снимать кино не могла из-за несоответствия диплома той профессии, на которую претендовала, – у меня же не было режиссерского образования. А вот когда случилась перестройка, я пришла на Казанскую киностудию и в один год сняла где-то 8-10 документальных фильмов, которые не особенно понравились руководству, но один из моих фильмов увидел директор киностудии из Москвы и предложил работу. Так все и получилось само собой.

Один из первых моих фильмов – «Конец пути» попал на фестиваль документального кино в Нидерландах IDFA. Знаменитый фестиваль, наши документальные Канны. И я увидела, что мой фильм вполне в контексте европейского кино того времени.

– По сути, для документального фильма сценарий не нужен. Что в таком случае является отправной точкой для документального фильма?

– Одна из лучших отправных точек – встретить человека, который тебя поразит, и ты захочешь его снимать. Когда мои студенты находят такого героя, я прошу их написать хотя бы полстраницы, что они думают об этом человеке, почему хотят снимать его. И прошу их снять небольшой трейлер. Если студенты убеждают меня, что эта история интересна и важна, я прошу их написать сценарий предполагаемого фильма – что они думают, с чего начнется фильм и как он завершится. Надо написать воображаемый сценарий, как для игрового кино, но снимать уже без него, следуя открывающемуся герою. Чем ты талантливее, тем менее ты привязан к первоначальной идее.

– Какими главными качествами должен обладать режиссер документального кино?

– Два качества – энергия и любопытство.

– Считаете ли вы, исходя из вашего опыта, что снять свой фильм никогда не поздно?

– Никогда ничего не поздно. Но… К нам в школу приходят люди «за 50», желая перемен, но при этом они не хотят делать для этого каких-то усилий, чтобы попытаться иначе увидеть реальность вокруг себя. Если вы чувствуете, что хотите начать снимать кино, – начинайте, но сделайте это сначала самостоятельно, сейчас же масса доступных камер, смартфоны. А потом уже, если понимаете, что нужно учиться, поступайте.

– В вашем творческом портфолио есть и художественные фильмы («Время жатвы», «Яр»). Для вас есть разница между игровыми и документальными фильмами?

– Снимая игровое кино, ты становишься богом и демиургом. Ты не можешь ссылаться на плохого продюсера, на неудачных актеров: ты полностью владеешь тем, что ты задумал, и выстраиваешь реальность сам. Эти два фильма позволили мне понять, что мне неинтересно работать с актерами. Мне ближе природа типажа, реального человека, не актера.

– В Лондоне помимо показов документальных фильмов также пройдут ваши мастер-классы. На какой круг слушателей они рассчитаны?

– Мне интересно разговаривать с людьми, которые хотят снимать кино или хотят научиться смотреть документальное кино. Как ни странно, учиться смотреть надо – у документального кино есть собственный язык, который иногда не могут прочесть даже люди, имеющие прямое отношение к культуре. И та, и другая аудитория мне интересны.

– Как вам работается с молодежью, которая поступает к вам в мастерскую?

– Это как единая система кровообращения. Я их учу снимать кино так, чтобы оно не было похоже на мое. Я хочу, чтобы они пользовались своим собственным голосом. 

– Изменилось ли сейчас восприятие документального кино?

– Документальное кино существует в огромном количестве форм – что-то воспринимается, а что-то нет. Когда мои выпускники только начинали снимать документальные фильмы, их воспринимали с трудом. Потребовалась 5-6 лет, чтобы зритель привык к этим фильмам. Сейчас же их часто показывают на крупных фестивалях, они интересны.

Документальное кино уже накопило богатую историю, и проблема в том, что многие ждут повторения того, что они уже видели. Воспринимается то, что отработало свое. Я называю это «культурным музеем». Когда говорят, что была великая литература, живопись, а сейчас ничего нет, – это ложная мысль. Если вы не чувствуете сегодняшнего времени, значит, вы просто не живете в нем. Для документалиста важно быть «здесь и сейчас».

Беседовала Ольга Кентон

 

Просмотры фильмов 23 мая, Пушкинский дом. «Оптическая ось» (90 мин.)

Оптическая Ось - попытка осмыслить изменения, произошедшие в России с людьми за 100 лет, сознанная в необычном жанре сопоставления нынешней реальности и фотографий, снятых на рубеже XIX и XX веков. Снимки, сделанные русским фотографом-реалистом Максимом Дмитриевым, были напечатаны в виде больших постеров и вместе со съемочной группой поехали по тем местам, где они были созданы. Люди разных сословий, социальных групп и профессий рассматривают «самих себя» спустя век и рассуждают о жизни и о тех, кого они видят на фотографиях.

Показ документального фильма Марины Разбежкиной, разговор автора со зрителями.

Билеты: 10 фунтов

Pushkin House, 5a Bloomsbury Square, London WC1A 2TA

www.pushkinhouse.org

 

24 мая, 19.00, «Открытая Россия». «Чечен», реж. Беата Бубенец (75 мин.)

Молодой московский режиссёр Беата Бубенец снимала фильм во время событий на Майдане, в Крыму и на Донбассе. Главный герой картины — чеченец Руслан, воевавший в свое время за независимость Ичкерии, прошедший вооруженные конфликты в Абхазии и в Тирасполе приехал в Украину, чтобы продолжить свое противостояние с российской властью. Фильм представит режиссёр Марина Разбежкина, соосновательница Школы документального кино и театра и учитель Беаты Бубенец.

Open Russia, 16 Hanover Square, London W1S 1HT

Билеты: 8 фунтов
www.eventbrite.co.uk

источник »

разбежкиной марины режиссера любителей профессионалов серия мастер-классов

разбежкиной марины → Результатов: 1


Фото:

Мастер-классы Марины Разбежкиной «Как снять кино и надо ли этому учиться»

25-28 мая пройдет серия мастер-классов для кинематографистов - как профессионалов, так и любителей, а также профессионалов документалистов, которые хотят углубить свой взгляд на документальное кино и Россию в целом.

2018-5-18 19:07