Звезда Голливуда из Крыма: история Аллы Назимовой

Звезда Голливуда из Крыма: история Аллы Назимовой
фото показано с : newstyle-mag.com

2023-6-3 23:54

В 2023 году New Style посвящает регулярную рубрику Дата выдающимся украинским деятелям искусства. Алла Назимова — актриса театра и кино, продюсер и сценаристка, родилась 3 июня 1879 года в Ялте, в Крыму. Она былы самой яркой, эпатажной и высокооплачиваемой актрисой начала двадцатого столетия. Когда Чарли Чаплин расставался со своей первой женой Милдред Гаррис, то заявил на суде, что поводом для расторжения брака стала любовная связь между Милдред и Аллой. Откровенно изменчивая сексуальность сделала ее противоречивой и довольно скандальной фигурой того времени.

Алла Назимова: звезда Голливуда из Крыма

Как получилось, что актриса мирового класса, которая дружила с Эммой Голдман, была крестной матерью Нэнси Рейган, (будущей первой леди США, жены президента Рональда Рейгана), училась у Станиславского, играла у Рудольфа Валентино, а ее сильные женские роли в «Невесте войны», «Камилле» и «Саломее», укрепили феминистский образ, ставший ее наследием. Она построила поместье, послужившее домом для зарождающегося голливудского ЛГБТК-сообщества, но сегодня Алла Назимова почти никому не известна.

Теннесси Уильямс, возможно, никогда не раскрыл бы весь свой потенциал без Аллы Назимовой. Она взяла на себя ответственность за то, что вдохновила Уильямса стать драматургом. Вот что он написал об игре великой актрисы:

«Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать».

Теннесси Уильямс

В конце 1915-го года крымская театральная звезда Алла Назимова стала самой высокооплачиваемой киноактрисой в мире. Она зарабатывала $13,000 в неделю в кинокомпании Metro Pictures Film, предшественнице сегодняшней MGM (Metro-Goldwyn-Mayer). Аллу называли «Величайшей актрисой мира», ее имя было связано с некоторыми из самых примечательных и печально известных знаменитостей того времени, она вошла в историю как икона кино XX-го века.

Знаменитая андрогинностью и скандально известными романтическими отношениями с Мерседес де Акоста, Евой Ле Гальен, Наташей Рамбовой и Дороти Арзнер, Назимова стала, согласно недавним оценкам критиков, «матерью-основательницей Сапфического Голливуда» (Diana McLellan’s book The Girls: Sappho goes to Hollywood), и в тоже время «самой печально известной голливудской актрисой-лесбиянкой» (White 1999, 187). Она приду фразу «кружок шитья» для описания своего тайного общества лесбиянок и бисексуальных актрис. Но сегодня она почти забыта.

Портрет Назимовой 1908 года

Согласно неопубликованным биографическим мемуарам Аллы Назимовой, изложенным в последствии голливудским сценаристом Гэвином Ламбертом, первые годы ее жизни были омрачены физическим и сексуальным насилием. Настоящее имя девочки — Аделаида Левентон. Она родилась в крыму в 1879 году. У родителей Аллы были плохие отношения, отец регулярно оскорблял и избивал ее с матерью плетью. После развода родителей девочка осталась с отцом, который запретил Алле когда-либо говорить о матери, чем травмировал ее на всю жизнь. В молодости Алла сказала: «Женщина, которая занимается творчеством, не имеет права на детей. Чтобы выражать себя, следует быть свободной». Она сдержала свое слово.

Можно сказать, что первый театральный акт в жизни актрисы начался, когда, в возрасте десяти лет Мириам Эдес Аделаида Левентон сменила имя на Алла Назимова.

Отец записал Аллу на уроки игры на скрипке, но запретил ей выступать под именем Аделаиды Левентон, чтобы она не опозорила фамилию. Решив все же выступить, Алла взяла себе сценический псевдоним.

Еще до того, как открыть для себя театр, Алла Назимова покорила публику игрой на скрипке. В возрасте 11 лет она играла в оркестре, иногда под управлением таких исполнителей, как Римский Корсаков и Чайковский. Современники даже утверждали, что девочка — вундеркинд. Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она поступила в Одесскую консерваторию. Именно в Одессе у Мириам впервые пробудился интерес к сцене.

Похоже, что природный талант к актерскому искусству появился у Аллы с раннего возраста, и она использовала театр как возможность убежать от реальности. В 17 лет она переехала в Москву, чтобы учиться актерскому мастерству у режиссера и драматурга Владимира Немировича-Данченко, который в 1898 году вместе со своим коллегой, Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Будучи студенткой, Алла познакомилась со знаменитым актерским методом, когда тот был еще на ранней стадии разработки. Для юной актрисы это стало фундаментом для создания ее собственного метода игры и она использовала эти навыки на протяжении всей своей карьеры.

В 1899 году, Алла начала играть в провинциальном театре, и вскоре неудачно вышла замуж за актера Сергия Де Головина. Но их брак продлился недолго — уже через год актриса закрутила роман с Павлом Орленевым, легендарным театральным актером и режиссером. Она познакомила Орленева с пьесой Генрика Ибсена «Привидения» (Ghosts by Henrik Ibsen), что послужило новой ступенькой для режиссера и привело к большому личному успеху. Благодарный Орленев стал приглашать актрису в свои постановки в качестве ведущей актрисы и вместе с труппой взял ее в европейское турне. Все еще находясь технически замужем за Головенным и зная, что обвинения в неверности могут разрушить ее карьеру, Алла переехала в Америку, тщательно скрывая свое семейное положение.

В Нью-Йорк регулярно прибывали тысячи иммигрантов, и Бродвей стал благодатной почвой для этнического театра. Помимо главной профессии — актерского мастерства, Алла шила костюмы, занималась переводами и режиссурой. Голливудский историк Джон Пондер (Jon Ponderа) пишет, что к тому моменту отношения Аллы с Орленевым были натянутыми, что он был «алкоголиком» с, возможно, биполярным расстройством, и «серийным аферистом». Его театральная компания Lyceum была на грани банкротства, тем не менее он сумел убедить его покровителей организовать фонд помощи, который позволил компании отправиться в турне. Вскоре он был арестован за кражу в особо крупных размерах за перевод средств помощи в свой карман.

14 мая 1906 года, всего через несколько дней после депортации Орленева в Россию, Алла подписала пятилетний актерский контракт с братьями Шуберт (Sam, Lee and Jacob J. Shubert) основателями бродвейского района, что обеспечило ей финансовую независимость и многообещающую карьеру. Поставив свое будущее на англоязычные постановки, актриса начала интенсивно изучать язык и потребовала сыграть главную роль в «Гедде Габлер» Генрика Ибсена — театральной пьесе о женщине, оказавшейся в ловушке брака без любви. Несмотря на протесты Ли Шуберта о том, что «Ибсен не зарабатывает деньги», последнее слово осталось за Аллой, и она даже добилась разрешения поставить свой собственный дебютный спектакль — неслыханная удача для актрисы того времени.

Интуиция Аллу не подвела, критики были поражены ее творческой интерпретацией и приветствовали ее игру. А 18-летний Юджин О’Нил (Eugene O’Neill) посмотрел постановку 10 раз и позже вспоминал, как этот опыт открыл для него «совершенно новый мир драмы… современного театра, где может жить правда».

Два месяца спустя Алла дебютировала в «Кукольном доме», а в 1907 году — в «Мастере-строителе» Генрика Ибсена, чьи произведения благодаря ей стали популярны в Америке. К 1910 году имя Аллы Назимовой было официально добавлено к Театру на Тридцать девятой улице. Зрители были одержимы соблазнительным образом коварной, роковой русалки, созданным продюсерами Аллы, но, по словам театроведа Роберта А. Шанке (Robert A. Schanke), этот образ был просто прикрытием, чтобы развеять слухи о ее бисексуальности.

Устав от покровительства Шубертов, Алла отклонила предложение продлить с ними контракт и подписала контракт с «создателем звезд» Чарльзом Фроманом (Charles Frohman). С ним она отправилась в турне в роли экзотической мегеры Беллы Донне (Bella Donna).

Шанке (Robert A. Schanke) пишет об Анне в «Проходящих представлениях»  (Passing Performances): «Хотя ее популярность резко возросла, ее репутация была испорчена… Она хотела, чтобы ее считали великой классической актрисой, но вместо этого она стала… новинкой, потерявшей уважение критиков».

Разочарованная таким направлением своей карьеры Алла разорвала контракт с Фроманом и решила работать самостоятельно. Ее следующей работой стала пацифистская драма Мэрион Крейг Вентворт (Marion Craig Wentworth) «Военные невесты» (War Brides). Именно в «Военных невестах» Назимова создала совершенно новый образ — сильной феминистки, который противопоставила ряду ее предыдущих ролей романтизированной роковой женщины. Она сказала прессе, что, играя роль избирательной женщины, она вносит свой вклад в «женственность мира».

Драма Мэрион Крейг Вентворт (Marion Craig Wentworth) «Военные невесты» (War Brides)

Спектакль имел ошеломляющий успех и принес Алле первый контракт на экранизацию немого фильма, за который платили $30,000 в месяц. Плюс еще $1000 за каждый день, если производство выходило за рамки графика. Фильм собрал более $300,000 прибыли, закрепив за Аллой место кинозвезды.

Коммерческий успех определил новый роскошный образ жизни, и в 1918 году Алла приобрела поместье площадью 3,5 акра на бульваре Сансет, которое в шутку назвала «Сад Аллы» — отсылка и к ее собственному имени, и бестселлеру 1905 года «Сад Аллаха» Роберта С. Хиченса (The Garden Of Allah by Robert S. Hichens). После ремонта, на который было потрачено в сегодняшнем эквиваленте полмиллиона долларов, в том числе на бассейн, сделанный якобы в форме Черного моря, поместье стало местом сбора голливудской элиты — или, как выразился один репортер, «лучше всего одетых и лучше всего раздетых в этой стране» — The best dressed and best undressed in the land.

Поместье «Сад Аллы»

Из 18 немых фильмов, которые Алла сняла за свою карьеру, «Саломея» — одна из трех, которые выжили, несмотря на провал в прокате и ярлыки критиков, называющие его «вульгарными» и «кощунственными», что почти разрушило репутацию Аллы. Некоторые фильмы просто снимаются не вовремя, и Назимова не знала, что популярность «Саломеи» со временем будет только расти. Сюжет вольно повторяет историю царя Ирода и казни Иоанна Крестителя по просьбе 14-летней падчерицы Ирода Саломеи (ее играет Алла, которой тогда было 42 года).

«Саломею» часто называют одним из первых американских художественных фильмов, а тщательно продуманные декорации и дизайн костюмов (от Рамбовой), предположительно полностью гомосексуальный актерский состав и знаменитый «танец семи вуалей» Аллы, закрепили за фильмом статус культового фаворита и легенды ЛГБТК-кино. Когда ее спросили о мотивах создания «Саломеи» и «Камиллы» — двух очень дорогих провалов, Алла скромно заметила: «Я сделала их, чтобы порадовать себя».

Алла Назимова исполняет «Танец семи вуалей» в фильме «Саломея», 1923

Сегодня «Саломея» считается вехой феминистского кино. По словам историка кино Патрисии Уайт (Patricia White) «Саломея» сегодня представляет собой уникальную попытку создать «женский модернизм в кино».

Подробности относительно руководящей роли Назимовой в производстве многих фильмов остаются запутанными, поскольку не весь ее вклад отражен в официальных титрах фильмов. Для некоторых своих профессиональных работ Алла использовала мужские псевдонимы. Например, для написания сценариев она пользовалась именем Питер М. Уинтерс, а для нескольких фильмов взяла имя своего партнера, Чарльза Брайанта.

Современные источники обсуждают работу Назимовой не только в режиссуре, но и в постановке, названиях, редактировании и, по крайней мере, в одном случае, светодизайна. Назимова получила награду за дизайн костюма в фильме «Откровение» (1918), где сыграла французскую певицу кабаре, которая находит божественное вдохновение в розовом кусте и присоединяется к Армии Спасения в качестве медсестры.

После того, как ее популярность начала падать, Назимова сконцентрировалась на эстетических рисках, которые олицетворяли гей-чувствительность, что было не по вкусу ее основной аудитории. Руководители Metro отменили провокационную постановку Назимовой «Афродита» по сценарию Матиса и костюмами Рамбовой, когда узнали о запланированных в фильме сценах похоти и насилия. Но вместо этого они утвердили футуристическую постановку «Камилла» в стиле арт-деко (1921), в которой Назимова играла с Рудольфом Валентино.

Нельзя отрицать факты из биографии, в которой прослеживаются связи между Аллой Назимовой и почти всеми выдающимися лесбиянками Голливуда, а также иконами культуры геев, Оскаром Уайльдом, Рудольфом Валентино и Монтгомери Клифтом. Алла создала «кружки шитья» для описания тайного общества лесбиянок и бисексуальных актрис.

Если бы Алла Назимова не сняла два фильма в 1940-е годы, мы не смогли бы увидеть ее искусство в звуковом кино. К счастью, она сыграла роль матери в фильме «Побег» (1940) и сеньору Августа Гальярдо (Senora Augustias) в «Кровь и песок» (1941). Аллино возвращение в кино не улучшило ее финансовое положение. Ей было уже за шестьдесят, и, к сожалению, денежные проблемы преследовали ее до последних лет жизни.

Более 12 лет Алле пришлось жить в долгах. Даже продажа знаменитой виллы на голливудских холмах не помогла восстановить состояние. В жизни великой актрисы была длительная депрессия, рак молочных желез, операция. К счастью, заболевание удалось победить. Алла Назимова умерла в возрасте 66 лет. Она верила что, «художник мертв только тогда, когда умирает последний человек, который его помнит». Голливуд помнит ее, карьера Назимовой произвела фурор в киноиндустрии, и сегодня она удостоена — высшего признания звезды на Аллее славы в Голливуде.

Автор: Julie Bell

https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/alla-nazimova-sapphic-hollywood

https://wfpp.columbia.edu/pioneer/ccp-alla-nazimova/

https://www.factinate.com/people/facts-alla-nazimova/

The post Звезда Голливуда из Крыма: история Аллы Назимовой appeared first on New Style.

источник »

назимовой звезда аллы new голливуда крыма история