2020-12-23 02:05 |
На деловом ужине между премьером Джонсоном и президентом фон дер Ляйен в Брюсселе подавали рыбу под австралийское вино, но ни изыск морских деликатесов, ни благородность вин не привели к желаемому обеими сторонами успеху. Дискуссия между Великобританией и ЕС продолжается, и рыба по-прежнему занимает центральное место на столе переговоров.
Рыбная промышленность стала одним из решающих камней преткновения между Британией и Евросоюзом из-за того, что в отличие от, скажем, автомобильной промышленности, она является крайне локализованной и глубоко интегрированной в социальную сферу отдельных британских и европейских – прежде других французских – регионов. Выловом занимаются целые потомственные фамилии из деревень, городков и городов по обе стороны Ла-Манша, и «перенести производство», «найти новые рынки сбыта» или «диверсифицироваться» они никак не смогут. В ходе переговоров необходимо прийти к согласию по такой монументальной и недвижимой сфере жизни обеих сторон, как выход в открытое и свободное море. Причем как в Великобритании, так и в ЕС сильными остаются группы лоббирования из этой индустрии. Более того, несмотря на скромность экономических объемов – рыбная ловля занимает 0,02% британского ВВП, это именно та территория, где может произойти физический конфликт между сторонами.
Не только за светскими раутами и столами переговоров звучат любезности и рациональные предложения по нахождению консенсуса. Французские рыбари грозятся «принять меры» и взять решение вопроса в свои руки. Их можно понять. Еще их деды и прадеды ловили беспозвоночных, макрель и прочую мелочь, не так популярную в Британии, в английских водах Ла-Манша. На дне этой английской воды у обычного французского рыбака только ловушек и клеток для лобстеров покоится на сумму в среднем 50 тысяч евро. И все эти морские гады, за счет вылова которых выживали еще их прадеды и чем сейчас живут многие прибрежные деревни, не собираются менять место жительство из-за «брексита». Решимость французов нарушать правила можно понять. До этого в аналогичный конфликт с британцами вступали исландцы. В семидесятых «тресковая война» дошла до мелких перестрелок, таранов и эскорта британского ВМФ.
Наши бравые моряки настороже! Четыре патрульных корабля флота Ее Величества, вооруженные палубными пулеметами, находятся в полной готовности пресечь любые противозаконные действия французских рыбаков. Еще четыре судна речного класса также могут пополнить эту линию обороны, если конфликт будет эскалирован.
Французы хотят доступ к водам, где они давно уже обосновались, а британцы хотят расширить часть общей квоты. На данный момент всеми рыболовецкими судами Евросоюза, включая британские, в водах, примыкающих к Великобритании, вылавливается рыбы на 600 миллионов фунтов стерлингов в год. Интерес британцев во всей этой рыбной саге заключается в потребности вылавливать как минимум половину всего улова в денежном эквиваленте, то есть увеличить существующую на данный момент квоту. Это, в свою очередь, даст преимущество британским рыбакам.
Впрочем, о британских рыбаках стоит сказать еще то, что почти половина из них продала часть своих квот другим рыбакам из ЕС. Такая практика существует, когда выделенные квоты можно продать другой заинтересованной стороне. А само выделение квот по ЕС проходит каждый декабрь и является тем еще жарким дискуссионным процессом. И это не единственный подводный камень. Кроме того, что идет борьба за вылов рыбы, обе стороны также должны прийти к согласию на счет дальнейшего сбыта, ведь большая часть улова британцев идет на экспорт. Причем почти три четверти этого экспорта направляется в Евросоюз. Таким образом, желаемый британцами свободный доступ к единому рынку Европы тесно связан с доступом европейских кораблей к рыбным местам Британии.
Перетягивание каната может дойти до арестов в море или даже эмбарго, но и у Джонсона, как странно бы это ни звучало, есть обещания перед рыболовами, так и у президента Макрона уже через два года будут всеобщие национальные выборы, на которых ему понадобятся голоса северных провинций. В конце концов, на безрыбье политики могут прибегнуть к излюбленному фазированному ступенчатому ярусному подходу, чтобы сохранить лицо и отсрочить решение проблемы на неопределенную перспективу.
Том Мартинс
Источники:
Gov.uk
Ons.gov.uk
Jncc.gov.uk