2020-7-24 01:04 |
Есть вещи, которые перенести на «удаленную работу» практически невозможно. К примеру, если бы вы в феврале сказали любому театральному режиссеру или актеру, что работать можно будет только онлайн, вас бы обсмеяли или просто не поняли. Но жизнь диктует свои правила, и из-за пандемии театры были вынуждены уйти в онлайн-пространство. Мы задали несколько одинаковых вопросов художественным руководителям русских театров в Лондоне, чтобы узнать, насколько сильно поменялась жизнь их театров из-за локдауна и может ли исполнительское искусство существовать в режиме онлайн.
Вера Хортон,актриса и режиссер
– Как самоизоляция изменила театральную рутину?
– Самоизоляция оттолкнула нас на сто лет назад, ко временам Станиславского, когда актеры и режиссеры детально обсуждали пьесы и персонажей перед постановкой на сцене. Мы занялись классическим театром, с полным погружением в психоэмоциональное состояние героев и эпоху. Нужно бы делать это всегда, а не только во время пандемии.
– Получается ли продуктивно и с тем же результатом проводить онлайн-репетиции?
– Однозначно получается. Мы встречаемся в онлайн-конференциях, актеры полностью сосредоточены на режиссере – нет возможности переговариваться между собой, как на живых репетициях. Думаю, что и в будущем мы оставим формат удаленных репетиций для некоторых проектов. Забавное наблюдение: онлайн-встречи из дома не мешают опаздывать тем актерам, которые часто опаздывали на реальные репетиции.
– Какие плюсы вы нашли для себя в такой работе?
– Актерам карантин пошел на пользу: появилась возможность без отговорок почитать интересную литературу, подумать, освежить в памяти пьесы, в которых они участвуют, и погрузиться глубже в материал.
– Как собираетесь возвращаться на реальную сцену и возвращать зрителя в зал?
– Театр – это энергетическое и эмоциональное переживание, единение актеров со зрителем, и те люди, которые любили театральное искусство, обязательно к нам вернутся. Мы с нетерпением ждем этой встречи, нам не хватает человеческого общения. А пока, чтобы не терять связь с публикой, мы готовим ролики, делаем первые шаги к выпуску собственного кинофильма. Конечно же, кино никогда не заменит театр, и, как только появится возможность, мы с радостью распахнем наши двери для зрителя и будем радовать его новыми постановками.
Влада Лемешевская,арт-директор и продюсер Xameleon Theatre
– Как самоизоляция изменила театральную рутину?
– Артисты больше стали заниматься индивидуальной работой над актерскими материалами, монологами. Я занимаюсь подбором материала для будущих спектаклей и планированием. Мы записали цикл сказок для детей и выложили его онлайн. Репетиции в онлайн-режиме мы не проводили, ждем выхода из карантина, чтобы приступить к полноценной работе.
– Как собираетесь возвращаться на реальную сцену и возвращать зрителя в зал?
– Многие наши проекты отложились на неопределенный срок, скорее всего театральные залы откроются не раньше января 2021 года. В конце августа мы планируем премьеру проекта на открытом воздухе – спектакль-променад по мотивам сказок А.С.Пушкина, будет много музыки и интересных локаций. Это необычный спектакль, он даст возможность зрителям самим выбирать развитие сюжета и по-новому взглянуть на известные мотивы. Я надеюсь, мы сможем помочь зрителям отвлечься от рутины и длительной социальной изоляции.
Виктор Собчак,художественный руководитель АРТ-ВИК (Англо русский театр) и Theatre Collection
– Как самоизоляция изменила театральную рутину?
– Мне кажется, самоизоляция убила театр. Возможно, она помогла драматургам обдумать какие-то новые темы, режиссерам передохнуть и поработать в тиши кабинетов над новыми проектами. Но Театр — это прежде всего живая встреча между Зрителем и Актером. Ее нет, значит, и театра нет.
– Какие плюсы вы нашли для себя в онлайн-работе?
– Никаких. Это очень плохой эрзац настоящей нормальной работы. Возможно, он подходит для самодеятельных театральных кружков или разных театральных групп по интересам, где главное не результат, а процесс и участие. У профессионального театра другие задачи. Даже лучшие видеоверсии спектаклей – это мука. Театр – живое существо, это не кино и не ТВ. Видеозапись спектакля может существовать только как исторический документ или источник профессионального интереса театроведов, актеров и режиссеров.
– Как собираетесь возвращаться на реальную сцену и возвращать зрителя в зал?
– Как заманивать зрителя? Хорошими и неожиданными работами, как всегда! Зритель ужасно по нам соскучился, как и мы по нему.
Дмитрий Девдариани,режиссер/художественный руководитель Театра русской классики
– Получается ли продуктивно и с тем же результатом проводить онлайн-репетиции?
– Наш театр стал работать больше, мы даже успешно провели мастер-класс по актерскому мастерству. На репетициях у нас больше времени на «застольный период» – дольше читаем пьесу, обсуждаем роли, эмоциональное состояние героев, иногда пробуем смену ролей в пьесе, чтобы актеры лучше чувствовали партнеров и материал.
– Какие плюсы вы нашли для себя в онлайн-работе?
– Репетиции можно делать более длительными, так как все участники репетируют из дома, и никому никуда не надо идти. Актеры более расслаблены, нет внешних раздражителей. Иногда мы записываем наши репетиции, и при пересмотре актеры со стороны видят свои ошибки и недоработки, что помогает повысить их качество работы в будущем. Мы открыли свой канал в YouTube, на который никак не могли найти время, организовали радиотеатр, который с благодарностью принял слушатель. Так что самоизоляция помогла нам расширить горизонты и найти новые ниши для самореализации.
Татьяна Диттрич,руководитель труппы «РДТGoodge Street», продюсер и драматург
– Как самоизоляция изменила театральную рутину?
– Так как репетировать вживую стало невозможным, было решено репетировать онлайн. Мы встречаемся трижды в неделю и работаем над пьесой «Сватовство». Комедийный сюжет, яркие персонажи, страсти, интриги – все это позволяет забыть о тревогах, эпидемии, болезнях, умирающих людях и пережить карантин.
– Получается ли продуктивно и с тем же результатом проводить онлайн-репетиции?
– Такой способ репетиции позволяет видеть актеров лицом к лицу. Они уже не могут убежать или начать говорить по телефону. Репетиция онлайн требует полной концентрации, актеры смогли как следует изучить характеры персонажей и поработать с текстом. За время изоляции мы провели мастер-классы для наших актеров: лауреат международных конкурсов Борис Петрович Бурляев не только учил их актерскому мастерству, но и помогал овладевать манерой разговора XIX века, а профессиональный музыкант Диана Браун обучала актрис пению.
– Какие плюсы вы нашли для себя в онлайн-работе?
– Во-первых, к репетициям смогли присоединиться люди, живущие в других городах. К нам прибавилось несколько молодых актеров, которые очень горды тем, что им досталась роль. Во-вторых, карантин сблизил труппу. Мы поддерживаем друг друга. На репетициях много смеха, шуток, участия и заботы.
Разные театры – разные подходы к карантинным ограничениям. Радует то, что актеры и режиссеры продолжают работать над новыми постановками. Когда появится возможность выйти в театр, зрителям будет сложно выбрать, какую же из премьер посетить первой.
Алена Краснова
источник »