Рококо, парики и философия лондонской квир-принцессы

Рококо, парики и философия лондонской квир-принцессы
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2020-3-20 10:09

Выставка финалистки конкурса Барбикан Арт Траст Янг Ксу «100 carat diamond» – это праздник всего розового и кружевного, эстетический коктейль, в котором смешались довольно разные вещи –  избыточный стиль рококо и образы, очевидно, диснеевских принцесс из 90-х, драг-культура и Фрагонар, живопись маслом и скриншоты из Инстаграма, атласные ленты и цифровая печать. Представленные на выставке картины на холстах и серебряных подносах, а также фотографии перформансов художницы, напечатанные на бархате, – это совсем новые работы 2019 и 2020 годов.

Ян Ксу – молодая художница из Китая, прошедшая обучение в престижных британских школах – Wimbledon College of Arts и Royal College of Arts, где она заканчивает учебу в этом году. Ян была номинирована на многие известные арт-призы в 2018-2020 годах.

В розово-золотом гламурном блеске работ Ксу ставятся вполне острые вопросы современности. Например, как конструируется идентичность современной женщины – та самая, в которой белые локоны диснеевских принцесс вкупе с отфотошопленными фотографиями современных фэшн-моделей соседствуют с сильными позициями феминизма, профессиональными успехами женщин, борьбой за гендерное равенство, бесполой одеждой. Не становится ли образ идеализированной сказочной красотки запрещенным фантазмом, одновременно до тошноты надоевшим и вместе с тем тайно вожделенным той внутренней пятилетней девочкой, которая есть в каждой из нас? Есть ли у этих детских фантазий право быть замеченными?  Можно ли привнести в разнообразие концептуальных практик современного искусства и голос девочки, которая с замиранием сердца смотрит, как Бэлль в замке Чудовища примеряет разные платья на свою невозможную с точки зрения анатомии фигуру? В работах Ксу этот образ принцессы увиден через историческую призму стиля XVII века, золоченых рам, диванных ножек версальского рококо и интерьеров комнат Марии Антуанетты. Ксу утверждает, что, хотя рококо обычно и ассоциируется в первую очередь с пресыщенными аристократами, эксплуатацией и чисто декоративной ролью женщины, он не исчерпывается этими аспектами. Социально-ориентированная мораль ХХ века похоронила этот стиль из-за его очевидной классовости, но Ксу считает, что он может быть увиден с совершенно альтернативных позиций. Ее работы – это рококо глазами современной квир-принцессы азиатского происхождения, фланирующей по Лондону в кроссовках, парике и с диадемой на голове, рококо, украшенный специфическим гламуром драг-культуры 90-х и некоторой самоиронией художницы.

Ксу утверждает, что, несмотря на явную перформативность ее практик, своим главным инструментом она считает живопись. Живописная техника Ян несет в себе, может быть, куда больше экспрессии, чем скупой на широкий мазок, аккуратный стиль Фрагонара,  однако специфический юмор сюжетов и проработанность деталей похожи именно на него.  Художница кладет краску на льняное полотно в довольно игривой манере, придавая поверхности своих картин вибрирующую легкость.

Мне показалась наиболее интересной картина с ванной и  зеркалом. «Принятие ванны» («Bathing») помещает зрителя в одновременно очень личное и манящее пространство версальской ванной комнаты. Мы пытаемся понять, заметила ли нас модель, но мутность зеркала оставляет несколько вуайеристскую интригу, помещая зрителя в позицию подглядывающего. Этот  прием явно отсылает к «Туалету Венеры» Диего Веласкеса, впервые его использовавшего, но сама работа скорее адресована женщине, узнающей свои детские фантазии, чем мужчине, подглядывающему за туалетом модели.

Напечатанные на бархате и обрамленные рамами из кружев и кистей, фотографии самой Ян представляются даже более легкими и ироничными. Юмор, с которым подобраны эти синтетические современные материалы то ли для занавесок в версальском стиле, то ли для декоративных подушек, сочетается с явно навеянными драг-культурой фотографиями самой художницы, напечатанными на бархате. Такую одежду и такой макияж намного чаще можно увидеть на травести-шоу или прайд-параде, чем на современной лондонке. «Драг-культура не только для мужчин, – говорит Ян, – драг-культура – для всех, кому она нравится». Бесконечные накладные ресницы, парики, пудра – это стиль художницы, который вышел далеко за пределы одежды и косметики и стал своего рода философией, способом жить.

Вне зависимости от того, любите вы рококо, розовый цвет и диснеевских принцесс или нет, выставку стоит посетить хотя бы ради того, чтобы познакомится с этой очень нестандартной практикой, одновременно очень современной и глубоко укорененной в истории искусств.

Катя Гранова

источник »

рококо 90-х принцесс драг-культура фрагонар диснеевских очевидно