2019-12-8 11:54 |
Рис.: Маша Троцки
Столицу Великобритании сотряс очередной теракт. В середине дня в пятницу два человека погибли и трое были ранены от рук исламиста Усмана Кана на Лондонском мосту – том самом месте, где в 2017 году произошел схожий случай. События двухлетней давности были повторены, но на сей раз действовал одиночка-рецидивист, а не группа вдруг возомнивших себя бойцами джихада любителей. Убитый на месте Усман Кан успел построить целую карьеру в английской исламистской среде, отсидеть срок за терроризм и вновь взяться за дело. Как получилось, что человек, не скрывавший своих взглядов с середины двухтысячных и оказавшийся за решеткой как террорист, был выпущен на свободу раньше срока?
В 2012 году суд заключил, что Усман Кан является виновным в намерении вести подготовку террористов в Пакистане и планировании проведения террористического акта на Лондонской бирже, и отправил его в тюрьму на неопределенный срок. Судья посчитал, что Кан и другие его подельники представляют настолько серьезную угрозу для общества, что нет смысла назначать им конкретные сроки наказания, а выйти он сможет, только если вдруг комиссия по освобождению сочтет его исправившимся. Что характерно, известный своими взглядами еще с двухтысячных и участвовавший в различных исламистских группировках Кан на суде признал свою вину.
Прошло лишь 13 месяцев, и группа террористов успешно обжаловала свои «бесконечные» сроки. Лорд судья Брайан Левесон, тот самый, который расследовал скандал с прослушкой и слежкой за журналистами крупнейших британских изданий, посчитал, что Кан более не собирается участвовать ни в каких группировках и не представляет угрозы для общества, и заменил изначальное наказание на конкретный срок в 16 лет. Срок большой, и, отсиди Кан его полностью, пылу бы у него поубавилось.
Но фортуна вновь поворачивается к Усману, ведь если ему дан конкретный срок, то он сможет выйти на свободу автоматически по прошествии всего половины. В данном случае не требуется даже прохождения комиссии. Если есть конкретный срок, без оговорки о минимальном пребывании в тюрьме, то заключенный освобождается автоматически при благополучной отсидке половины. Но даже и этого восьмилетнего срока не прошло, как Кана освободили условно досрочно в прошлом году благодаря тому, что тот «успешно» участвовал в программе реабилитации.
Лондонский мост – место непритязательное, но историческое и даже мистическое настолько, что притягивает к себе разного рода неприятности. Первый теракт произошел на его южной стороне, а последний инцидент случился на северной. В здании лондонской рыбной компании проходил благотворительный день с участием студентов юридических факультетов и заключенных, отбывающих различные сроки за разные совершенные преступления. Пятничный воркшоп фонда «Учимся вместе» должен был помочь заключенным лучше интегрироваться в общество и поскорее начать новую жизнь. Благие намерения были затемнены фанатиком, который тем же утром рассказывал, как программа реабилитации помогает ему наладить жизнь. Воспользовавшись возможностью поехать в центр города, Усман Кан решил расстаться с жизнью, унеся с собой еще несколько невинных душ. Террорист надел на себя подобие пояса шахида, чтобы наверняка вызвать огонь офицеров полиции, которые, подоспев на место, именно так и поступили.
В разгар предвыборной политической гонки враждующие партии успели обменяться обвинениями в том, кто виноват и кто принимал какие законы. Однако в конкретном случае, не вдаваясь в широкую практику и теорию преступлений и наказаний, судья Уилки в 2012 году посчитал Усмана Кана опасным для общества и дал ему пожизненный срок, а судья Левесон в 2013 году пересмотрел первоначальное решение и «обрек» террориста на выход на волю через восемь лет.
Сложно сказать, является ли британский суд самым справедливым, но он точно может посостязаться за право назваться самым гуманным. В то время как Усман Кан с подельниками отбывал срок в тюрьме, главный британский популяризатор шариата и терроризма Анджем Чаудари наконец-то был признан виновным в пропаганде «Исламского государства». Убитый на прошлой неделе Кан буквально вырос на лекциях и движении Чаудари. В 2016 году судья Холройд дал Анджему пять с половиной лет заключения. Однако всего через два года учитель всех британских джихадистов вышел на волю и по сей день спокойно живет в Камдене. Отметим, что в отличии от Кана, находясь в тюрьме, Чаудари отказался от курса реабилитации и перевоспитания.
Том Мартинс
Источники:
Cps.gov.uk
Met.police.uk