2021-4-7 20:39 |
В самом начале пандемии нас предостерегали от ожиданий быстрой чудо-пилюли, которая могла бы спасти весь мир. Теперь, по прошествии года с момента первого карантина, только ленивый не слышал о «Модернах», «Пфайзерах», «Спутниках» и прочих представленных на рынке вакцинах, а поучаствовавшие в разработке или производстве страны наперебой рапортуют об успехах своих изобретений. Успехи сулят не только укрепление здоровья нации, но и здоровую прибыль для владельцев компаний и тех стран, которые будут взимать с них налоги.
Акции американской «Модерны» выросли почти в семь раз, причем вакцина от этой компании является самой дорогой. Свои миллиарды на вакцине заработает и другой американский фармагигант – «Пфайзер». Впрочем, почти все поучаствовавшие в спасении мира фармакологические фирмы, их партнеры и поставщики получат свою долю вознаграждения.
За фасадом известных фирм, как AstraZeneca» или Johnson&Johnson, скрывается еще масса заинтересантов, которые вложили в ускоренную разработку вакцин свои деньги и, соответственно, ожидают свою прибыль. Причем в случае с «Модерной» основным финансистом вакцины стало правительство США, а, например, вакцину компании «Санофи» проспонсировали полностью частные лица. Частный капитал также стоит за вакцинами Pfizer, SinoVac, AstraZeneca, Curevac и Johnson&Johnson. И если самым крупным вкладчиком в здоровье людей мира стали государства, суммарно вложившие шесть с половиной миллиарда фунтов в различные вакцины, то в отдельных случаях AstraZeneca, Sinovac и Pfizer/BioNTech, основными вкладчиками стали частные компании.
Выгодное вложение в разработку вакцины от фармакологических передовиков не сразу привлекло частный капитал. Вкладывать деньги в борьбу с новым вирусом в разгар пандемии было делом слишком рискованным, да и предыдущие попытки заработать на этом не принесли большого успеха. Некоторые вкладчики уже успели обжечься на вакцине от вируса «Зика» или других вирусов из серии Sars. С другой стороны, новый вирус схож с гриппом и, как и прививка от гриппа, требует ежегодных итераций. Вакцина от коронавируса требует второй дозы, а сезонная угроза повышения риска респираторных заболеваний всегда обеспечит потребность в вакцинации людей. К этому можно добавить внедрение в некоторых странах обязательной вакцинации не только для медицинских сотрудников, но и для работников других государственных и частных учреждений. Действительно большие деньги делаются не на разовых медикаментах, а на тех, что люди потребляют часто, желательно каждый день.
Не желая выглядеть капиталистами в цилиндрах и с сигарами с агитплакатов, некоторые фармкомпании готовы продавать свои вакцины по себестоимости. Самой дешевой разработкой стала вакцина AstraZeneca, которая уходит всего по четыре доллара за дозу. Самой дорогой оказалась Moderna, продающаяся от 25 до 37 долларов за дозу. Разница объясняется относительной молодостью американской компании Moderna и желанием отблагодарить вложившихся в нее акционеров. К тому же в эту цену заложена доставка доз в специальных морозильных камерах. Впрочем, как мы помним, самым крупным спонсором именно проекта по разработке вакцина от Covid19 от этой компании стало правительство США. Российская вакцина Sputnik V по десять долларов за штуку, естественно, стала не самой дешевой и по цене сравнима с продукцией компаний GSK и Johnson&Johnson.
Но все эти цены актуальны лишь на этот год. Разные страны могут иметь свои особые договоренности со странами-производителями. Как было сказано, вакцина от ковида скорее всего станет ежегодной рутиной, и, возможно, ее будут ставить совместно с сезонной вакциной от гриппа каждый год. Например, AstraZeneca обещает держать свои цены на минимальном уровне только на период пандемии. Ее примеру наверняка последуют и другие фирмы.
Скупать дозы прививок от нового вируса будут не только государства, но и крупные частные фирмы, для которых будет важно показать свое стремление к заботе над персоналом. Если первым главным покупателем для фармкомпаний стали государства, могущие себе позволить вложить миллиарды только в разработку препаратов, то вторыми на очереди станут не страны, могущие себе позволить куда меньше и тем более не отстающие в развитии государства, а корпорации. Через несколько лет конкуренция между фармкомпаниями возрастет, и на рынке появится двадцать или больше различных вакцин, что скажется на снижении цен. Поэтому первые годы после пандемии станут критическим для получения соответствующей вложениям прибыли.
Томас Мартинс
Airfinity.com
Markets.ft.com
Who.int
Gov.uk
Unicef.org.uk