На гребне войны

На гребне войны
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2018-9-8 02:14

Британо-французские военно-морские взаимоотношения переживают ренессанс былой эпохи  битв за господство в Мировом океане. Две великие державы, проходящие неприятный период развода, выплеснули свои чувства в волны английского канала, или, как называют его французы, Ла-Манша. В прошлый вторник на коротком водном промежутке, отделяющем Британию от Европы, произошла очередная заварушка между английскими и французскими шхунами с применением твердых и жидких метательных снарядов и даже попыткой тарана.

Пяти британским шхунам противостояли 40 французских траулеров, вооруженных камнями, дымовыми шашками и чем-то, что потом долго пришлось отмывать с бортов и палуб. При многократно превышающей численности противника и под бранные речи его отважным британским морякам пришлось перегруппироваться в собственных водах и заручиться поддержкой политиков на самом высоком уровне для продолжения ловли гребешков.

Министр природопользования Майкл Гоув, сохраняя лицо евроскептика и вообще патриота, выступил за своих: «Всем сердцем переживаю за британских рыболовов, которые оказались в том положении, которое мы наблюдали в начале недели». «Они рыбачили совершенно легально, у них было полное право находиться в тех водах, и мы ведем переговоры с французскими властями для урегулирования подобных случаев», - добавил он. Словам Гоува последовали британские ассоциации и профсоюзы моряков и рыболовов, делая упор на легальности действий англичан и агрессивности и опасности маневров французов. Возможно, вдохновленные победой на чемпионате мира по футболу французы решили сыграть на опережение на другом поле. На данный момент вылов гребешков в Ла-Манше подчинен закону Евросоюза, из которого Британия выходит, а значит, и правила игры изменятся.

«Война за гребешки» - так окрестили противостояние рыболовецких судов англичан и французов, которые специализируются на ловле этого деликатесного моллюска. Чтобы сразу стало понятно, в чем суть, оговоримся, что данная индустрия приносит британцам около 120 миллионов фунтов стерлингов в год. Причем по нашу сторону Ла-Манша обрабатывают эту нишу чуть более 1000 человек и ведут эту деятельность в основном во французских, богатых на моллюск водах. Ценность деликатеса отражается на заработке моряков, а также на его доступности в ресторанах Лондона и Парижа. На ловлю гребешков нужны специальные разрешения, и в целом данный вид деятельности довольно жестко регулируется государством. Гребешков в Ла-Манше водится мало, и воспроизводятся они медленно. Поэтому возникает напряженная конкурентная борьба за каждую ракушку. Вопросы и недоразумения возникают в промежутке между двумя регулирующими инстанциями, а именно французскими и английскими властями. Обе стороны пока еще действуют под общей шапкой законов Евросоюза, но это лишь первая ласточка возможных недоразумений, которые могут возникнуть после развода в марте следующего года.

Вообще-то вялотекущий конфликт продолжается уже 15 лет, с тех пор как гребешки стали популярны в ресторанах и на домашних кухнях. Мода на морепродукты породила спрос, который взялись удовлетворять бравые французские и английские моряки. Инцидент с тараном был первым серьезным случаем с применением судна в качестве оружия для отпугивания «конкурирующей фирмы», но далеко не первым из череды потасовок на воде между рыболовами. Таранили на этот раз французы и, кстати, в своих территориальных водах, куда британцев пускают только на отдельный специально выделенный участок.

На континенте даже заговорили о возможности применения французского ВМФ для контроля за ловлей и упреждения подобных инцидентов. Речь идет не просто о защите военными своих французских рыболовов, но выполнении функций беспристрастного полицейского. Насколько нейтральными будут военные - вопрос открытый. Поэтому британское правительство, только узнав о подобной возможности, срочно организовало встречу министров сельского хозяйства, природопользования и морских ресурсов для сглаживания конфликта. Таким образом, Англия выступила навстречу европейской военщине с оливковой ветвью примирения. На кону 120 миллионов в год, а воды-то французские.

В преддверии «брексита» будем надеяться, что Великобритания не сдаст своих позиций ни на суше, ни на море. К сожалению, новейшая история подобных инцидентов не в пользу англичан. В последний раз война за вылов трески между британцами и исландцами, где также применялись тараны и дело дошло до вооруженных патрулей, была проиграна владычицей морей.

 

 

 

 

 

Том Мартинс

Источники:
France3
Gov.uk
Britishfishing.co.uk

источник »

вторник прошлый коротком водном промежутке ла-манша французы