2018-6-22 19:33 |
«Мне было 16 лет, и я отправилась одна в тайгу. (…) Я пошла не просто так, я прочитала книгу такого писателя, о котором сегодня молодые русские уже, наверное, не помнят даже. Это «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского. Что интересно, я недавно захотела его перечитать и поняла, что это невозможно! Как я прочитала его в 16 лет - большая тайна.
Он написал художественную книгу по реальному документальному материалу о старообрядцах: они ушли на Керженец - это места географически среди Нижегородской губернии, и их стали называть кержаками. Мельников-Печерский описывает кержаков, которые жили в XIX веке. Он придумал им судьбы, потому что книжка художественная, но оставил всю географию их существования. И я эту книжку прочитала как карту. Я нарисовала карту проживания героев и решила их всех найти там (после написания книги прошло 100 лет к тому времени).
Я решила идти одна. Это было очень осмысленное тогда решение, которое повлияло на всю мою жизнь. И это решение повлияло на некоторые важные принципы школы. Я решила пойти одна в места, где уже очень мало людей, куда сложно добраться, нет никакого транспорта, никаких проводников, дорог, нет ничего. Я пошла искать людей вне культуры.
Один из принципов нашей школы - фильм снимает один человек. Он как бы одиночка, одиночный волк, который держит в руках камеру.
Это были болота. Это были топи. И когда я заблудилась и кончились гати (гать - это дорога, проложенная на болоте), я провалилась в болото. И получила фантастический урок выживания - из топи самостоятельно выбраться нельзя. Когда вы начинаете уходить под воду, вам очень хорошо. Вам тепло, приятно. Вы погружаетесь очень медленно; погружаетесь, не замечая, что вас кто-то туда как будто за ноги тянет. И только когда вода доходит до носа, вы понимаете, что можете сейчас погибнуть.
Мне было 16 лет, и у меня была пышная длинная коса. И я уходила под воду вместе с этой косой - я это хорошо помню, потому что это особое ощущение.
Но как в сказке: послышался лай собаки, она выскочила очень близко, а за ней вышел бородатый старик. У него не было никакого выражения на лице. Он даже не удивился. Он нашел какую-то палку, лег на землю, протянул эту палку и вытащил меня. Он появился прямо в последний момент, вытащил меня. Они с собакой пошли, а я поплелась за ними. Он не сказал ни слова»
- так начала свой мастер-класс в Sands Films Studio Марина Разбежкина.
Вот уже прошло несколько недель после головокружительного проекта Anglo-Russian Culture Club, а я чувствую, что я все еще там, внутри этих встреч с Мастером. 4 дня - как это мало, чтобы все понять о ее методе, о ней самой, о ее взаимоотношениях с реальностью! «Hunting for reality» - так называлась серия встреч с Мариной Александровной. Да, это был разговор о реальности, о том, что зачастую наши с ней отношения и являются различием между нами, независимо от того, снимаем мы или смотрим кино.
Было заявлено около 15 фильмов разных лет, работ студентов Школы документально кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Но мы остановились только на 8 из них, потому что услышать, что говорит Разбежкина о фильмах «В центре циклона» (реж. Л. Козлова), «Чужая работа» (Д. Шабаев), о «Странных частицах» (фильм Д. Клеблеева) и т. д., что Марина говорит о кинематографе вообще и о своей школе - было не менее ценно. И это было единым целым, потому что фильмы, которые нам довелось увидеть, - это та самая школа, тот самый метод в действии. Я увидела, как все принципы, озвученные Мариной, дают самые неожиданные плоды, я увидела, как метод работает.
Из собственных фильмов Марина Александровна показывала один, с него и начала - это «Оптические оси». Это было в маленьком зале Пушкинского дома, откуда на следующий день целая группа поклонников перекочевала в Sands Films Studio. Наверное, потому что документальное кино, которое выходит из мастерской Разбежкиной, не оставляет равнодушным и, может быть, «подсаживает» на их мировоззрение.
Я застала такой короткий разговор между Мариной Александровной и одной из участниц семинара в перерыве между показами. Девушка опоздала на первую часть и спрашивала о том, что она пропустила, а потом спросила: «А когда будут комедии?» На что Марина тут же ответила, что за комедии отвечает ВГИК, а она - главная по «чернухе». В этом есть доля правды: я очень часто слышу от самых разных людей, что студенты Марины Разбежкиной снимают «чернуху», что в России не все так плохо, как это у них выходит. Но тут, наверное, вопрос все о тех же «белых пятнах» нашего зрения, которым на семинаре Марина Александровна уделяла много времени. Это наша общая проблема - как человек смотрит на мир. Нам кажется, что мы смотрим на мир и все видим, все понимаем, в то время как наша жизнь состоит из «белых пятен», которые ускользают от нашего понимания в силу образования, внимания, угла зрения.
Марина помнит, что перед тем, как идти тонуть в болоте, она, девочка из состоятельной профессорской семьи, в маленькой квартире которых было 8 тысяч книг (8 тысяч, Карл!), задалась неожиданным для себя вопросом, с которого, кажется, и начался ее кинематограф: «А вообще жизнь похожа на ту, которую описывают в этих книгах?» И она поняла, что ей надо выйти из «библиотеки».
Я, конечно, по ту сторону баррикад, я адепт и обожатель Школы Разбежкиной и честно не понимаю, как можно устоять перед обаянием этого человека. Марина Александровна раскрыла одну из тайн учебного процесса школы, сказав, что у них есть предмет, который называется «Конструирование реальности», который ведет антрополог Светлана Адоньева, где она рассказывает студентам, что у людей лучше всего развита память тела, генетическая память. Мы можем не изучать нашей родословной, но поведение нашего тела в пространстве не может скрыть этого. Правда, нужен человек, который сможет это увидеть, для которого язык тела не будет «белым пятном».
Поэтому даже на невербальном уровне все эти 6 дней с Мариной Разбежкиной (4 дня мастер-класса и 2 отдельных показа ) обогатили нас. Все-таки не каждый день встречаются люди такой культуры, такого багажа и мудрости. Марина Александровна говорит, что ее личный рекорд - говорить 10 часов (при том, что все стоя!), и в шутку обмолвилась, что «пьет энергию слушателя». Но как очевидец могу сказать, что это был все-таки энергии обмен!
Наверное, мы не узнали всех секретов Школы Разбежкиной», и, возможно, многие места требуют уточнений, но в этом случае будем ждать книгу.
«Сейчас мы готовим к выходу книжку, которая будет называться «Метод Разбежкиной: опыт исследования и съемки документального кино». Она выйдет, видимо, ближе к осени на русском языке. «Может быть, потом мы переведем ее на английский», - пообещала Марина Александровна.
Александра Михайлова
Клуб ARCC
anglorussian.co.uk
источник »