2019-8-3 09:11 |
Новый фильм культового, независимого и самого рок-н-ролльного режиссера нашего поколения Джима Джармуша был впервые представлен на Международном Каннском фестивале в этом году, никаких призов не взял, но получил хорошие отзывы критики и уверенность в отличном международном прокате. Так случается почти со всеми фильмами Джармуша, что в его конкретном случае не говорит совершенно ни о чем. Джармуш – это всегда немного в стороне от толпы.
Просто, чтобы восстановить справедливость, отмечу некоторые из главных наград Джармуша на том же Каннском кинофестивале : Гран-при жюри за картину «Сломанные цветы» (2005), «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм «Кофе и сигареты 3» (1993), Приз за художественный вклад (лента «Таинственный поезд», 1989), а также Приз за режиссерский дебют («Более странно, чем в раю», 1984).
Говорят, Джим Джармуш не любит все, что слишком популярно, однако предпочитает снимать в своем кино своих дорогих друзей, даже если они – суперзвезды. Так, например, в фильме «Мертвые не умирают» в главных ролях снялись: Билл Мюррей, который в представлении не нуждается, прекрасные актеры Адам Драйвер и Тильда Суинтон, которые появляются преимущественно в независимом американском и европейском кино, в том числе и в прошлых работах Джима Джармуша, актриса Хлоя Севиньи, великий и прекрасный во всех своих ролях Стив Бушеми, бард и музыкант Том Уэйтс, старинный друг Джима Джармуша, который пишет музыку к его картинам и играет эпизодические роли, знаменитый рок-музыкант Игги Поп в роли зомби, американский рэпер RZA, а также кумир подростков поп-певица и актриса Селена Гомес. Вот такая вот, на первый взгляд, «сборная солянка». И только Джармуш с присущим только ему вкусом и стилем может сделать из этого смешной и неглупый фильм.
Нет, «Мертвые не умирают» – это не комедия в обычном понимании, скорее комедийная треш-пародия на жанр, который обычно является хоррором. Сюжет фильма рассказывает о маленьком провинциальном городке Америки под названием Центровилль с населением 738 человек, утро в котором начинается очень странно, и герои, предчувствуя что-то неладное, все время повторяют: «Все это закончится очень плохо». Двое полицейских города, герои Мюррея и Драйвера, объезжают окрестности, атмосфера постепенно нагнетается, жители города сталкиваются с первым загадочным убийством, и только некоторые из них сразу понимают, что это не что иное, как нашествие зомби, и нужно вооружаться. Надо отдать должное находчивости и остроумию Джармуша: в фильме о всеобщем конце и победе сонмища зомби над человечеством очень мало крови, а зомби просто рассыпаются в черную сухую пыль. Помимо этого, есть еще масса анекдотичных моментов и пародий (хотя в фильме никто не смеется, даже улыбаются и то редко). Например, курьер-доставщик Дин, которого играет всемирно известный рэпер RZA, сыплет дешевыми мудростями, бывшая телезвезда Рози Перес играет телеведущую по имени Пози Суарес, фермер Миллер (Стив Бушеми) сидит в кепке «Сделаем Америку снова белой» и общается со своим приятелем чернокожим лавочником Хэнком (Дэнни Гловер), а проезжающей хипстерше на модном «понтиаке», которую играет поп-звезда Селена Гомес, отрезают голову, а единственные полицейские города – невозмутимые, задумчивые и заторможенные ребята, которые не могут и простейших решений принять, а не то что сразиться с армией зомби.
Однако «Мертвые не умирают» – это высмеивание не только жанра, но и современной действительности. Говорят, Джармуш придумал, о чем хочется снимать свой следующий фильм, когда вышел на улицу, посмотрел вокруг и увидел, что все прохожие уставились в свои телефоны, как зомби. Все ходячие мертвецы фильма возвращаются к тем местам и вещам, которые составляли смысл их жизни: игрушки и сладости для детей, телефоны, кофе, гитары и все на свете – для взрослых. Джармуш одновременно высмеивает и оплакивает это рабское служение вещам и привычкам.
Единственные, кто остаются как бы в стороне и на высоте во всей этой истории, – это героиня Тильды Суинтон, которая играет необычную владелицу похоронного бюро, и герой Тома Уэйтса – отшельник, прячущийся от всех в лесу. Они оба, каждый по-своему, спасаются в этой катастрофе, и вот за ними-то и стоит фигура режиссера, который всегда рядом с миром и всегда немного в стороне от него. И, что самое крутое, Джармуш ломает не только представления о жанре, но и о кино в целом – в обычном повествовании художественного фильма вдруг появляются диалоги о сценарии этого самого фильма, герои вдруг неожиданно высмеивают режиссера, выбивая тем самым почву из-под ног зазевавшихся или засмотревшихся зрителей, напоминая им, что это всего лишь фильм. И ведь действительно это всего лишь фильм, ничего личного.
Лидия Шафранова
источник »