2018-9-14 01:57 |
После без преувеличения мирового триумфа фильма «Ида» польский режиссер Павел Павликовски вернулся на большой экран с новой работой. Черно-белая, стильная и невероятно чувственная картина «Холодная война» произвела фурор на Каннском кинофестивале в этом году, а кинокритики сразу же окрестили ее современной классикой, которая навсегда останется в истории.
Предыдущая картина Павла Павликовски «Ида» собрала награды по всему миру: премия «Гойя», Европейская киноакадемия, Британская академия и, наконец, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2015 году. После такой победы весь мир с нетерпением ждал от Павла Павликовски новой картины. И вот она – «Холодная война» - вышла в прокат после победы в номинации «Лучший режиссер» на Международном Каннском кинофестивале в 2018 году! Между строк также хочется отметить, что, во-первых, это первый польский фильм, показанный на Каннском кинофестивале с 1990 года, а во-вторых, показ фильма в Каннах завершился 18-минутной овацией зала, что чего-нибудь да значит.
Сюжет фильма рассказывает историю любви музыканта Виктора и певицы Зулы, прошедшей через десятилетия послевоенной Польши, советской номенклатурной мясорубки, опьяняющего и джазующего Парижа, кагэбэшных слежек и допросов, а также, конечно, лагерей и ожиданий. Наверное, самое неоромантическое время для чувств и романов. И «война» здесь больше про сложные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, нежели о противостоянии между советским Востоком и свободным Западом. Политики и осуждения диктаторского режима в фильме практически нет, это просто объективные препятствия для развития любовных отношений между мужчиной и женщиной, и уж точно никак не социальный срез времени или критика советского режима.
Герои были счастливы и несчастны одинаково и в социалистической Польше, и в свободном Париже, нарушали запреты и открывали новые эмоционально чувственные границы независимо от реальных территориальных границ. Непростые времена, когда их любовь родилась и погасла, - это фон и обрамление истории, а также одновременно низкий поклон режиссера и своим родителям (в титрах), и истории Польши, и всем советским людям, и Франции времен «Новой волны», и старому джазу, и черно-белому классическому кино, и всему остальному, что как мозаика составляет величие фильма Павликовски.
Как и положено большому художнику, все это аскетично-стильное и парадоксальное величие режиссер фокусирует на двух главных героях, он не растрачивается на большую форму, а умещает все в обрезках памяти двух очень непохожих людей, которые, как и водится с противоположностями, притягиваются как магниты. Он - аристократическая холодность, интеллигентность, сдержанная воспитанность, просчитанная рациональность и прагматизм. Она - горячая народность, чувственная, непредсказуемая, наивная и этим так притягательна. Музыка двух начал - польского и европейского, мужского и женского, строго профессионального и естественного.
Фильм напоминает сразу все старые черно-белые фильм о любви: и «Касабланку» Майкла Кертица (1942), и «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1960), и «Мост Ватерлоо» Мерлина Лероя (1940), и «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957), и «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, и многие другие картины, которые оставили след в истории мирового кинематографа. Современные кинокритики сошлись во мнении, что «Холодная война» Павла Павликовски тоже должна остаться в истории, потому что стилистически и интонационно режиссер очень точно передал не только время, которого он не может помнить, но и некоторые кинематографические приемы, делающие фильм одновременно очень личным, очень общим и очень ретро. Как дорогая и старинная бутылка вина из винного погреба прабабушки - в этом есть стиль, вкус и хороший тон просто как факт, здесь и доказывать ничего не нужно.
Лидия Шафранова
The Daily Movie
www.facebook.com/thedailymoviemag