«Путин определенно сказал бы, что находится с Западом в состоянии войны без боевых действий. Он считает, что Запад пытается подорвать Россию с помощью информационного воздействия», — считает эксперт по России.
Оскар Йонссон (Oscar Jonsson) — доктор военных наук, автор книги «Российская трактовка войны стирает грань между войной и миром».
«Экспрессен»: Вы считаете, что граница между войной и миром стала более размытой?
Оскар Йонссон: В каком-то смысле так и есть. Кибератаки не берутся из ниоткуда, и люди даже в мирное время пытаются проникнуть в информационные системы, чтобы вывести из строя. Точно так же работает дезинформация. Если вы хотите повлиять, скажем, на ход предвыборных дебатов в США, просто щелкнуть пальцами для этого недостаточно — приходится создавать фейковые учетные записи, привлекать подписчиков и кропотливо выстраивать легенду.
— Все эти вещи происходят постоянно. Радиотехническая служба вооруженных сил в 2017 году обнаружила примерно 10 тысяч вторжений со стороны иностранных государств, и попытки взлома направлены повсюду — от ключевых информационных сетей до документов, содержащих военную тайну. — В начале 2000-х годов ЕС и Россия сближались. Почему же Путин перешел к политике конфронтации?
— Когда Путин пришел к власти, Россия была страной бедной, и тогда была искренняя надежда на сотрудничество с Западом. Затем произошли «цветные революции» у важнейших из ее соседей — в Грузии, на Украине и в Киргизии. Там народные революции свергли авторитарные коррумпированные правительства, и развернулась мощная интеграция с Западом. В 2005 и 2011 годах протестное движение перекинулось на Россию — Мысль о том, что за распространением либеральной демократии стоит Запад — не просто российская паранойя. При Джордже Буше-младшем Белый дом счел «цветные революции» достижением Запада. Это неправда, ведь подпитки извне народные революции в поддержку демократии почти не получали. Но российский режим решил, что они — порождение Запада.
— У вас есть конкретные примеры, как Россия подрывает европейское единство? — У русских хорошо получается многое из того, где они сами видят угрозу. Российская оппозиция активно сотрудничала с западными партиями, и режим задумался: «А какие партии продвигают наши цели и задачи, чтобы навести с ними мосты дружбы и сотрудничества?». Оказалось, что таких целое множество по всей Европе — от Национального собрания Марин Ле Пен (Marine Le Pen) до нацистов, фашистов и коммунистов. Общее у них в том, что все они выступают против единства Запада.
— В своей книге вы пишете, что даже меры Запада, не направленные на обострение ситуации — например, санкции после аннексии Крыма — российское руководство расценивает как военные действия. Как это понимать?
— Когда Россия вторглась на Украину, западные лидеры спрашивали себя не «как нам заставить Россию вернуть Крым», а скорее — «как нам дать понять, что это недопустимо, но без эскалации?» Ответом стали финансовые санкции. Но в России заметили, что цены на нефть в 2014 году рухнули и что ОПЕК хотела сократить добычу, чтобы взвинтить цены, но Саудовская Аравия сказала «нет». Тогда Путин заявил, что США с помощью Саудовской Аравии пытаются перебить российской экономике хребет и посеять в стране хаос.
— Может ли причиной эскалации стать недопонимание?
— Бесспорно. Взять, к примеру, поддержку демократии. Шведские дипломаты подчеркивают, что «не видят никакого противоречия между поддержкой борцов за демократию и хорошими отношениями с российским руководством». Но если посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, то крупнейшая проблема для российского руководства — как раз борцы за демократию, которые протестуют у стен Кремля. Поэтому, с их точки зрения, получается, что мы поддерживаем их злейшего врага. Я не говорю, что мы не должны поддерживать демократию, но надо понимать, как это воспринимается.
— Корни недоразумения кроются в том, что Россия балансирует на размытой границе между войной и миром, а мы живем главным образом в мире. Отсюда у нас разная толерантность к рискам. И мы видим, что Россия крупно рискует — например, применяя химическое оружие на британской земле или готовя государственный переворот в Черногории. На самом же деле, мы на Западе просто хотим, чтобы Россия оставила нас в покое.
— Прошло почти пять лет с тех пор, как «маленькие зеленые человечки» (так в тексте — прим. ред.) — российские солдаты без опознавательных знаков — захватили Крым. Как вы считаете, какие уроки нам следует извлечь?
— Дело не в том, что Запад не догадался, что перед ним российский спецназ только потому, что тот надел униформу без знаков отличий. Российское новшество заключалось в посыле Западу: «Мы знаем, что вы знаете, что это мы. Но мы знаем и то, что у вас не хватит решимости ответить. Поэтому мы дадим вам возможность притвориться, что ничего не происходит, а сами будем заниматься своими делами». И мы на это купились.
— Один урок состоит в том, что нам не хватило решимости. Другой — Россия показала, что готова добиваться своего как невоенными, так и военными средствами.
— Из-за ее экономики Россию можно назвать сверхдержавой в упадке. Зачем вообще переживать из-за России, когда главная угроза — это Китай? — Китайская угроза реальна. Но важно правильно понимать Россию. Я бы сказал, что Россия многое извлекает из своего нынешнего положения. Чтобы влиять на политику безопасности, не обязательно иметь мощную экономику.
— Спросите себя, вы предпочтете воевать французской армией или российской? — Французский военный бюджет только выглядит внушительно, но в него входят, например, пенсии, а российский, наоборот, кажется небольшим, но у них свыше тысячи истребителей. Убежден, что надо не слепо судить по цифрам, а по реальным способностям. Российская инфраструктура для информационного влияния на Запад самая подходящая.
источник »
Член Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что Запад уже 15 лет ведет информационную войну против России, пытаясь развалить страну изнутри. Однако Москва успешно противостоит кампании по очернению Российской Федерации.
Глава Минобороны Великобритании Бен Уоллес считает, что НАТО находится в «опасности» из-за действий России. Об этом сообщает ТАСС. Глава британского оборонного ведомства считает, что РФ представляет «реальную опасность» для Североатлантического альянса.
Глава Минобороны Великобритании Бен Уоллес считает, что НАТО находится в «опасности» из-за действий России. Об этом передает ТАСС. Глава ведомства уверен, что Россия представляет «реальную опасность» для НАТО.
Мировая экономика и рост прибыли стабилизируются в 2020-м, и рисковые активы снова начнут процветать, считает Goldman Sachs Group Inc. Кроме того, специалисты ожидают «медвежьего» рынка в облигациях.
Конфликт в Сирии является миниатюрной моделью третьей мировой войны, которая была развязана, в частности, из-за нефтяных залежей. Об этом заявил президент САР Башар Асад. Сирийский лидер считает, что Соединённые Штаты находятся в состоянии войны со всем остальным миром.
Германия отмечает 30-летний юбилей падения Берлинской стены. Важную роль в этом процессе сыграл первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Брюссель, 25 октября. Глава министерства обороны Украины Андрей Загороднюк считает, что Киев стал партнером в глазах стран НАТО благодаря пятилетней гражданской войне в Донбассе. По мнению министра, к настоящему моменту сотрудничество Киева с НАТО перешло от «получения помощи к обмену опытом».
Историки считают, что Финнмарк и Северный Тромс только чудом не стали советскими после войны. На этой неделе Норвегия и Россия отмечают 75-летие освобождения советскими войсками Восточного Финнмарка от немецкой оккупации.
Было более чем символично то, что покинувшие места своей дислокации в соответствии с приказом главнокомандующего американцы, по большей части спецподразделения, встречали ехавших в обратном направлении россиян, — пишет журналист в своей статье.
Внешнеполитическое ведомство Великобритании положительно оценило подписание «формулы Штайнмайера», заявив, что процесс является первым шагом к прекращению гражданской войны на Украине. Заявление было опубликовано на официальном сайте МИД Британии, где отмечается, что «формула» позволит открыть путь к «предоставлению самоуправляемого статуса» ЛДНР после проведения местных выборов в регионе. Лондон также выразил признательность ... Читать далее
Экс-премьер Великобритании Дэвид Кэмерон выпустил мемуары «Для сведения». В книге он также рассказал о встречах с президентом России Владимир Путина. Кэмерон считает, что если бы Запад более внимательно прислушивался к точке зрения России на события в Сирии, то войны там удалось бы избежать, сообщает ТАСС. По словам экс-премьера, его встреча ... Читать далее
Председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества Сергей Иванов на пленарном заседании по итогам Международной научной конференции "Стратегия СССР по предотвращению Второй мировой войны в Европе и Азии" заявил, что присоединение стран Балтии к Советскому Союзу нельзя считать окупацией.
"Ведомости", "Коммерсант": шутки в сторону Центральные СМИ комментируют заявление нового президента Украины Владимира Зеленского, который в своей инаугурационной речи сказал, что готов к непопулярным решениям и диалогу с Россией для прекращения войны в Донбассе.
Министр финансов Великобритании Филипп Хаммонд в интервью CNBC заявил, что торговая война США станет "катастрофой для каждого".
Британский министр считает, что и сами США не будут застрахованы от последствий торговой войны. ...
Глава МИД Британии Борис Джонсон заявил, что Лондон не хочет новой «холодной войны» и не считает Россию угрозой существованию Соединенного королевства. Об этом сообщает РИА «Новости».
Статья о Су-57 была опубликована в английском таблоиде. Daily Express напечатал текст под названием «Путин испытывает новое секретное оружие: страх войны с Россией растет из-за выпуска нового стелс-истребителя» Автор считает…
В Великобритании на случай смерти короля Карла III по смене его на наследника принца Уильяма разработан секретный план под названием Менайский мост, сообщает в четверг, 29 февраля, Daily Express. В своей заметке британское...