2019-9-19 21:14 |
9 сентября в Сочи состоялось первое выступление первого в своем роде Международного оркестра Бриттена-Шостаковича, в котором играют молодые музыканты из России и Великобритании. Мы поговорили с главным вдохновителем начинания, главным дирижером московской «Новой Оперы» британцем Яном Латам-Кенигом о будущих гастролях и о том, как по-разному воспринимают классику русские и британцы.
— Расскажите о вашем новом проекте, Международном молодежном оркестре Бриттена-Шостаковича. Почему его назвали в честь именно этих композиторов?
— Это уникальный проект, созданный в сотрудничестве британцев и россиян на самом высоком уровне. Его идея появилась в ноябре 2017-го на встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова и британского посла в РФ сэра Лори Бристоу, на которой решили, что 2019 год будет перекрестным Годом музыки в обеих странах.
Шостакович и Бриттен — символы музыкального культурного сотрудничества между Россией и Британией. Они были величайшими композиторами 20-го века, каждый в своей стране, а кроме того, они обожали музыку друг друга и поддерживали близкие дружеские отношения.
Вместе с сэром Лори Бристоу мы пришли к этой экстраординарной идее: создать оркестр, который бы символизировал культурное сотрудничество между двумя странами, из талантливых молодых музыкантов в возрасте от 18 до 28 лет. Прослушивания в оркестр проходили с марта по май этого года во всех ведущих консерваториях обеих стран.
– Как вы оцениваете уровень молодых музыкантов? Как дирижер, видите ли вы отличия в стиле профессионального образования классических музыкантов двух стран?
– Это очень хороший вопрос. Уровень превосходный, и я уверен, что у нас собрался первоклассный оркестр. Британские музыканты нередко более продвинуты в том, чтобы играть в оркестре, а сильная сторона российских музыкантов, скорее, в сольных выступлениях. Моя работа – в том, чтобы улучшить способность российских музыкантов играть в оркестре и в то же время усовершенствовать индивидуальную технику британских музыкантов.
Репетиции продлились до 9 сентября. Затем состоялись первые два концерта в Сочи, после них последовали концерты в Москве, в Филармонии имени Чайковского, а потом концерт в филармонии в Санкт-Петербурге. И, наконец, тур по Великобритании, где мы даем семь концертов в следующих городах: 17 сентября в Бирмингеме, 18-го – в Ноттингеме, 19-го – в Лидсе, 21-го – в Манчестере, в Эдинбурге и Бейзингстоке – 22 и 24 сентября соответственно. А финальный большой концерт в Лондоне состоится 25 сентября.
– Ваши российские музыканты — из каких они городов?
– Большинство – из Санкт-Петербурга, но у нас также есть трое из Ростова-на-Дону и двое из других городов.
– Чего стоит ждать на концертах?
– Мы тщательно подходили к выбору репертуара и решили, что в этом году музыка будет только британской и русской — это смешанная программа из очень известных вещей и не столь хорошо известных.
К примеру, мы играем самые популярные композиции Шостаковича, включая его знаменитый вальс. Затем пойдет увертюра к опере Чайковского «1812» и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, а также Эдуард Элгар, «Торжественный и церемониальный марш номер 1» — известное английское произведение. И, конечно, мы представляем публике произведения Бенджамина Бриттена — не так хорошо известные, как творения Чайковского и Рахманинова. Это «Четыре морские интерлюдии», фрагменты оперы «Питер Граймс», а также раннее произведение, которое называется «Молодой Аполлон».
Затем вновь Шостакович: «Казнь Степана Разина» — прекрасное произведение, которое он написал на стихи Евтушенко. Далее следует очень интересная композиция, которая соединяет русское и британское искусство: мы подготовили версию музыки для фильма, которую он написал для замечательного фильма «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским. Это версия для оркестра, но с актерами. В Англии — в Лондоне и Ноттингеме — мы будем исполнять эту композицию из «Гамлета» с двумя знаменитыми британскими актерами – Эдвардом Фоксом и Фредди Фоксом, отцом и сыном.
– Вы уже бывали в России и провели там некоторое время в качестве художественного руководителя «Новой Оперы». Каково ваше впечатление о культурной жизни в России?
– Я провожу в России около четырех месяцев в году. Я бы сказал, что там есть любовь к классической музыке и понимание ее важности в культурной жизни — возможно, даже более сильное, чем в Британии. У меня создалось впечатление, что классическую музыку в России слушает больше людей. Музыканты, которые выбрали для себя эту стезю – их желание выступить как можно лучше, – показывают, что для них это не просто работа от звонка до звонка, это их жизнь.
– Можно ли уже говорить о каких-то планах на будущее, о судьбе оркестра после гастролей?
– Планируется, что это будет ежегодное событие, а может, оно будет проходить даже чаще. Все зависит от результатов первого года: если все пройдет успешно, то в будущем музыканты будут встречаться два или три раза в год. Пока мы постараемся сохранить уже собранный коллектив. Я очень надеюсь, что проект станет важным музыкальным, культурным и политическим событием.
С полным репертуаром и датами выступлений можно ознакомиться на официальном сайте оркестра Bsfo.org/repertoire
Беседовала Вера Щербина
Фото предоставлены nickythomasmedia.com
источник »