«Что хочет сказать мироздание?»

«Что хочет сказать мироздание?»
фото показано с : pulse-uk.org.uk

2018-12-14 20:54

«Солнечная линия» - одна из самых нашумевших постановок московского театра пройдет тремя представлениями в Лондоне 15–16 декабря в Lilian Baylis Studio, Sadler’s Wells Theatre.

После семи лет брака Барбара и Вернер схватились в битве не на жизнь, а на смерть. В пять утра они ведут нескончаемый диалог, пытаясь преодолеть преграду взаимного непонимания.

Иван Вырыпаев — один из самых известных современных русских драматургов, любая пьеса, написанная им, — всегда событие.

Виктор Рыжаков — артистический директор Центра имени Мейерхольда — режиссер этого произведения, которое исследует сложные отношения любви и (мис)коммуникации.

 

Иван Вырыпаев — драматург, актер, режиссер театра и кино, художественный руководитель московского театра «Практика» с 2013-го по 2016 год. Один из знаковых представителей «новой драмы». Автор пьес «Кислород» (2002), «Бытие № 2» (2004), «Июль» (2006), «Танец Дели» (2009), «Иллюзии» (2011), «Пьяные» (2012), «UFO» (2012), «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (2012), «Невыносимо долгие объятия» (2015) и других. Лауреат молодежной премии «Триумф», премии им. А. Володина «Надежда русской драматургии», премии «Текстура: Имя». Многократный лауреат премии фестиваля «Новая драма». В 2009 году признан лучшим драматургом Германии. Обладатель «Золотой маски» за спектакль «Кислород». Лауреат премии фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучший режиссер» за фильм «Кислород», обладатель специального диплома жюри «Кинотавра» и приза независимого молодежного жюри 63-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Эйфория». За спектакли по пьесам «Пьяные» и «Иллюзии» в МХТ имени Чехова вместе с режиссером Виктором Рыжаковым в 2016 году был удостоен премии Олега Табакова с формулировкой «За талантливое и упрямое воплощение нашей жизни в формах новой драмы». Пьесы Ивана Вырыпаева переведены на многие языки и с успехом идут в европейских театрах. Лауреат многих международных премий. Назван человеком года в Польше (2010). Живет на две страны ( Россия и Польша), но в основном в Варшаве, считая польскую культуру уже тоже своей.

Википедия и другие источники

Слава пришла к нему в 2002 году, когда иркутский актер и основатель театра из пяти человек  с названием «Пространство игры» поставил в Москве в Театр.Док свой спектакль «Кислород», в котором сам же и сыграл Санька. Впечатление спектакль произвел такое, что его вскоре перевели на большую часть европейских языков и поставили в театрах от Софии до Лондона.

«Кислород» по своей форме — размышление о Нагорной проповеди. Каждая композиция рэп-сета — осмысление одной из заповедей, и в каждом припеве деконструируется, высмеивается, заменяется или заново утверждается с уточнениями одна из них. Мрачная довольно пьеса включает в себя, тем не менее, словесную игру, основанную на ироническом цитировании Евангелия. Тем не менее  уже и «Кислород» скорее не богоборческая пародия, а сочувственная стилизация. Это сотрудничество  и диалог в попытке ответить на «последние вопросы» будут продолжены и в нескольких последующих пьесах Вырыпаева.

«Кислород» и несколько последующих пьес, рассматривающих  «последние вопросы», написаны в какой-то степени в жанре мениппеи. Мениппея - это жанр карнавализированной линии античной литературы, влияние которого в соответствии с концепцией М.М. Бахтина имело определяющее значение для формирования диалогического романа Достоевского.

Вот некоторые черты этого жанра:

- действие, зачастую с элементами фантастики,  выполняет функцию испытания философской идеи (то есть главное содержание текста - это приключения идеи в мире);

- философский диалог и символика соседствуют с натурализмом;

- герои  становятся объектами «морально-психологического экспериментирования»;

- текст изобилует резкими контрастами и оксюморонными сочетаниями;

- широко используются вставные жанры – например, прозаическая и стихотворная речь смешиваются.

Мой разговор с Иваном был краток (я застала его в Варшавском театре на поставленном им там «Дяде Ване»), и мой первый вопрос был навеян как раз его вниманием к «последним вопросам» бытия.

- Вы Богоискатель? Вы искатель Смысла?

- Я сторонник интегрального театра, включенного в эволюционный процесс, питающегося вселенской энергией, транслирующего знания о вселенной и человеке. Цель которого помочь человеку развить и раскрыть его потенциал, обрести знание. Театр - это одна из практик, помогающая человеку.

Иван говорил шепотом, звук в телефоне прерывался, времени было мало, так что я не стала просить разъяснений про интегральный театр, решила, что найду их позже, но нашла эту тему в другом контексте, как интегральную философию. Процитирую кусочек о ней из интервью Елене Ковальской как ответ на ее вопрос о расколе в обществе и театре в отношении традиционных ценностей.

- Мне близка интегральная философия. Происходит мультикультурализация мира, это факт. И сознание людей может находиться на разных уровнях развития. Есть уровень этноцентрический, на котором человек держится своих традиционных национальных ценностей — моя семья, моя религия. Фундаментализм — это крайнее проявление этноцентризма. Но в целом это выглядит так: «Я русский, живущий в России, православный». А есть мироцентрическое сознание: «Я житель планеты, живущий в России, православный». Здесь впереди ощущение себя жителем планеты. Конечно же, нужно принимать людей такими, какие они есть; я оставляю право проявляться всему, что есть. Сейчас существует мощный конфликт между духовным консерватизмом и левым либерализмом — бездуховным, оторванным от реальности. Люди этноцентрического сознания стараются удержать свои ценности, которые разваливаются леволибералами. А подход интегральный — это сохранение и того, и другого на равных правах. Это невозможно вменить людям приказом, можно только развивать их сознание, искусство может этому способствовать. Способствуют этому йога и медитация. Нужно расширять свой взгляд на мир.

Но продолжу рассказ о моем разговоре с Иваном.

- Видите ли вы цель эволюции - например, сверхчеловек?

- Эволюция - это танец в расширяющейся вселенной. Потом она начнет схлопываться, и все пойдет назад. Мы слишком человекоцентричны. Человек не главный в этой вселенной. Может быть, экология убьет людей, если не будет  достигнута успешная коммуникация, в т.ч. с природой, с растениями.

- Чехов при всей его мрачности - это про надежду. «Через 200 лет, - говорят его герои, - человек будет свободен и счастлив». И вот мы уже более чем на полпути. Вы видите прогресс?

- Да, несомненно. Мир становится более гуманным. И система коммуникаций развивается.

В предыдущих интервью Иван говорит, что вселенная транслирует ему текст, что его задача только придать форму, записать и доставить этот текст по назначению, что внутри творца (драматурга в данном случае) все время происходит «большой взрыв» , что он подключен и к мировой боли, которая, если не воплощается в творчество, может привести к алкоголизму и наркомании. Поэтому следующий мой вопрос, пожалуй, глуповат.

- Вам приходится подстраиваться под аудиторию? Например, когда пишете для немецких театров. Упрощать, как-то изменять текст?

- Это невозможно. Я пишу. А мои агенты уже решают, в какую аудиторию или театр этот текст попадает.

- Вам нравится в Польше? Вы замечаете теперешнее поправение, рост национализма? Может это представлять угрозу?

- Очень нравится! Нет, не замечаю национализма.  Поправение не является угрозой: в отличие от России, здесь уже выстроено гражданское общество.

Я еще раз посмотрела в Сети «Солнечную линию», необыкновенно здорово прочитанную самим Вырыпаевым на «Любимовке» в 2015-м: легкую, смешную, в какой-то степени лечебную комедию, дающую надежду на достижение положительного результата.

Оторваться невозможно, энергия огромная, а вот язык очень упрощен, намеренно лишен детализации, недоговоренностей, пауз, речевых особенностей, диалектизмов, развернутых определений, сложных лексических конструкций — и вообще в какой-то степени кажется, что это перевод, а не пьеса на русском языке. В одной из рецензий написано, что «это терапевтический спектакль. К сожалению, большинство людей в фойе обсуждают, что у них все именно так, как в пьесе. Постановка помогает раскрыть глаза, подталкивает сказать спасибо своей второй половине, переосмыслить отношения, взглянуть на них со стороны. Мотивирует по возможности избегать жизненных сценариев, показанных зрителю… Не забывайте увиденную историю, слушайте близких, не делайте друг другу больно, уступайте». Дай Бог! Но остаются вопросы… 

Иван Вырыпаев, конечно, удивительный стилист, изобретатель собственных языковых систем. Эксперименты в области языка ведь действительно были надолго забыты в русской драматургии после опытов модернистов, футуристов и обэриутов. Принципиально новый язык появился в позднесоветской драме только у Людмилы Петрушевской, а в постсоветский период — прежде всего у Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко. Пьесы Ивана Вырыпаева претендуют на то, чтобы менять сознание зрителя. Что же хочет он нам сказать этим новым упрощенным языком? Что хочет сказать мироздание?

Лариса Итина

«Солнечная линия», 15–16 декабря,
Lilian Baylis Studio, Sadler’s Wells Theatre.
Producer - M.ART
www.sadlerswells.com

источник »

самых нескончаемый ведут диалог пытаясь преодолеть утра